Портал аспирантов

Портал аспирантов (http://www.aspirantura.spb.ru/forum/index.php)
-   Диссертация (http://www.aspirantura.spb.ru/forum/forumdisplay.php?f=111)
-   -   Методика или метод - что важнее? (http://www.aspirantura.spb.ru/forum/showthread.php?t=12638)

Сержик 17.03.2014 11:49

Методика или метод - что важнее?
 
Доброе утро.

При учете замечаний к АР пошла разногласица. Одни считают, что методика глобальнее метода, и может состоять из разных методов. Другие - наоборот: что методика разрабатывается на основе метода". Кто прав? Или это как с научной новизной - у каждого свое определение?

докторенок 17.03.2014 12:55

Меня учили, что методика это совокупность методов, а основываться метод/методика может на методологии.

LeoChpr 17.03.2014 14:10

Цитата:

Сообщение от докторенок (Сообщение 430938)
Меня учили, что методика это совокупность методов

А меня другому. Методом гораздо меньше, чем методик. Методика - воплощение какой-то стороны метода.
Методы.
Наблюдение, опрос, эксперимент, как основные и математическая обработка, организационно-резервационный метод, как вспомогательные.
Методика:
Например, наблюдение. Несколько вариантов методик.
Экспериментальный метод. Уже подразделяется на естественный и лабораторный.
и т.п.

Добавлено через 3 минуты
А вообще.
= теория = метод = конкретная методика (инструмент) = Такой треугольничек

@.n.g.e.r 17.03.2014 15:04

Цитата:

Сообщение от LeoChpr (Сообщение 430950)
А меня другому. Методом гораздо меньше, чем методик. Методика - воплощение какой-то стороны метода.
Методы.
Наблюдение, опрос, эксперимент, как основные и математическая обработка, организационно-резервационный метод, как вспомогательные.
Методика:
Например, наблюдение. Несколько вариантов методик.
Экспериментальный метод. Уже подразделяется на естественный и лабораторный.
и т.п.

Добавлено через 3 минуты
А вообще.
= теория = метод = конкретная методика (инструмент) = Такой треугольничек

Это, пардон, к каким наукам относится?

LeoChpr 17.03.2014 15:18

Цитата:

Сообщение от @.n.g.e.r (Сообщение 430960)
пардон, к каким наукам относится?

За "пардон" можете не извиняться. С кем не бывает. Особенно в Вашем возрасте.
Вообще это для психологии, социологии, педагогики, медицины. Классификация методов универсальна. Здесь только схемка. У меня в одном из пособий расписано на несколько страниц. Но, есть краткая (если не изменяет память) в одной статье схема.
Чупров Л.Ф. Психологическая диагностика в работе практического психолога // Вестник практической психологии образования
http://psyjournals.ru/files/27640/ve..._3_Chuprov.pdf начало.
http://psyjournals.ru/files/27830/ve..._4_Chuprov.pdf окончание статьи.

@.n.g.e.r 17.03.2014 16:54

Цитата:

Сообщение от LeoChpr (Сообщение 430962)
Вообще это для психологии, социологии, педагогики, медицины.

Это достаточно важный момент. Например, в технических науках (по крайней мере у нас) методика и метод соотносятся исключительно следующим образом:

Цитата:

Сообщение от докторенок (Сообщение 430938)
методика это совокупность методов

Это укоренилось настолько, что местные Советы пропустят работу суть которой чистый метод лишь по 05.13.01. По смежным специальностям для подобных махинаций нужно обладать совершенно непробиваемыми аргументами - примеров даже не назову.

Поискал сейчас прецеденты по диссертациям не связанным с нашими Советами. Вот наглядный пример озвученного: http://www.dissercat.com/content/met...oi-formy-s-isp .

intell 17.03.2014 16:56

Метод всегда более крупный и обобщенный, чем методика. Метод более научен, методика более практически ориентированная.

@.n.g.e.r 17.03.2014 17:11

Я смотрю мнения разделились как и в окружении ТС =).

intell, уточните, пожалуйста, для статистики от лица каких наук Вы говорите?

Ink 17.03.2014 17:25

В поиск

@.n.g.e.r 17.03.2014 17:34

В таком ключе имеет смысл попросить модераторов эту тему объединить с указанной выше.

LeoChpr 17.03.2014 18:06

Вероятно, в разных научных отраслях (ИВТ, инженерных и т.п.) традиционно используется иной подход в методике научных исследований. В гуманитарных и естественно-научных науках до середины 30-х годов тоже без толмача не разобраться. Павлов И.П. часто отождествлял методику и метод "При хорошем методе и посредственный исследователь ...". М. Монтессори свою методику обучения умственно отсталых назвала "Мой метод". Может ТС просто взять и вставить маленькую главку "Соотношение понятий метод и методика в разных науках". Мне пришлось так поступить в диссере при определении, что такое "внимание". Проанализировал всё от Аристотеля до Конопкина.

докторенок 17.03.2014 18:29

А может исходить из традиции отрасли наук? У нас, историков, принято именно так как писала, а других получается, что методика – это технология реализации метода. Логика и там, и там, только везде своя. Или просто в АР пояснение сделать?

Оппонент 17.03.2014 18:37

Цитата:

Сообщение от докторенок (Сообщение 431007)
методика – это технология реализации метода.

Поддерживаю. Методика - совокупность способов и приемов.

Добавлено через 3 минуты
Совокупность методов - упрощенное ("узкое") трактование методологии.

@.n.g.e.r 17.03.2014 18:46

Цитата:

Сообщение от LeoChpr (Сообщение 431004)
Может ТС просто взять и вставить маленькую главку "Соотношение понятий метод и методика в разных науках".

Цитата:

Сообщение от докторенок (Сообщение 431007)
А может исходить из традиции отрасли наук?

Что-то мне подсказывает, что у ТС "это 'жжжж' явно неспроста". Видимо на заседание проникли поборники обоих подходов. Полагаю Сержику имеет смысл потолковать с председателем/зав. каф. (в зависимости от этапа, на котором он находится) и занять его позицию.

LeoChpr 17.03.2014 19:04

Цитата:

Сообщение от @.n.g.e.r (Сообщение 431010)
Сержику имеет смысл потолковать с председателем/зав. каф.

Да, это более правильно. Иначе попадет в ситуацию, уже описанную в науке сэром Джонатаном Свифтом. Если мне не изменяет память там долго спорили с какого конца яйцо разбивать.
Кстати, нашел свою статью.
========
В ряде дисциплин, предполагающих изучение человека, методы, используемые специалистом (врачом-психиатром, психологом, учителем-логопедом) классифицируются одинаково и имеют много общих точек соприкосновения. В своей работе практический психолог использует ряд методов психологической диагностики, которые могут быть сгруппированы, согласно Б. Г. Ананьеву (1976) [2]., Л. С. Волковой, Р. И. Лалаевой, Е. М. Мастюковой (1989) следующим образом:
Первая группа - организационные методы: сравнительный, лонгитюдный (изучение в динамике), комплексный.
Вторую группу составляют эмпирические методы: обсервационный (наблюдение), экспериментальные (лабораторный, естественный, формирующий или психолого-педагогический эксперимент), психодиагностический (тесты, стандартизованные и проективные, анкеты, беседы, интервью), праксиметрические приемы анализа деятельности, биографические (сбор и анализ анамнестических данных).
К третьей группе относятся количественные (математико-статистический) и качественный анализ полученных данных, используется машинная обработка данных с применением ЭВМ.
Четвертая группа - это интерпретационные методы, способы теоретического исследования связей между изучаемыми явлениями (связь между частями и целым, между отдельными параметрами и явлением в целом, между функциями и личностью и др.) http://leo-chuprov.narod.ru/reader_1.html


Текущее время: 11:02. Часовой пояс GMT +3.

Powered by vBulletin® Version 3.8.8
Copyright ©2000 - 2025, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot
© 2001—2025, «Аспирантура. Портал аспирантов»