![]() |
Сравнение учебной нагрузки в СССР и России
Сравнил как менялась учебная нагрузка ППС в СССР и России на основании нормативных документов.
В довоенном СССР профессура имела привилегированное положение, что определялось не только относительно высоким уровнем заработной платы, но и умеренной учебной нагрузкой. В 1930 г. было регламентировано количество аудиторных часов: -профессор и доцент: 360 часов - профессор вел в первую очередь вводные и заключительные занятия по курсу -ассистент (преподаватель): 480 часов, включая в т.ч. производственную практику. Руководство работой студентов и аспирантов шло вне установленных часов. Продолжительность учебной нагрузки у студентов младших курсов не должна была превышать 6 аудиторных часов в день, у старших - меньше, чтобы большее время уделялось самостоятельной работе. В 1937 г. для ППС установлен 5-часовой рабочий день при 30-часовой рабочей неделе (у граждан рабочая неделя 42 часа), новый объем аудиторной нагрузки включал в т.ч. руководство и консультации -профессор: 2.25-2.75 часа в день (530-650 часов) -доцент, преподаватель: 2.5-3 часа (590-710 часов) Расчет сделан исходя из продолжительности учебного года за вычетом 2-месячного отпуска летом, 12 дней каникул зимой и 6 государственных праздников. В 1940 г. СССР готовилась к войне и продолжительность рабочего времени была увеличена: для ППС рабочая неделя стала 36-часовой (у граждан - 48 часов), установлена новая учебная нагрузка: -профессор и доцент: 2,75-3,25 часа в день (670-790 часов) -старший преподаватель и преподаватель: 3-3.5 часа в день (730-860 часов). После восстановления народного хозяйства продолжительность рабочей недели для граждан стала сокращаться: в 1956 г. до 46 часов, в 1960 г. до 42 часов, в 1971 г. до 41 часа. Эти изменения не затронули ППС, которые, фактически, продолжили работать по календарю военного времени. В 1956 г. директорам ВУЗов предоставлено право самостоятельно определять учебную нагрузку педагогическому составу с учетом учебной и научной работы, исходя из имеющегося штата и 36-часовой рабочей недели, рекомендовалось максимально сократить аудиторную нагрузку и увеличить время самостоятельной работы и лабораторных занятий. В 1987 г. была возвращена регламентация учебной нагрузки ППС, которая составляла от 450 до 1000 часов, из них не менее 150 часов - аудиторная нагрузка. Достаточно много времени выделялось на внеаудиторную работу на каждого дипломника выделялось: 35 часов (26 - руководство, 4 - рецензирование, 5 - членам ГЭК), на прием зачета (0.25-0.35 час) и экзаменов (0.35-0.5 часа) и т.д. В России учебная максимальная учебная нагрузка ППС на ставку определена приказом Минобрнауки и составляет до 900 часов в год (учебная нагрузка школьных учителей 612 часов в год, преподавателей СПО - 720 часов. Единых норм времени для расчета объема учебной работы не существует. К примеру, в ВШЭ один час лекций приравнивается к 2 часам, на прием экзамена выделяется 0.25 часа; в большинстве региональных институтов лекции не имеют повышающего коэффициента, для приема экзамена выделяется 2 часа, зачета - нередко 1 час. При этом ставка доцента в ВШЭ составляет 700 часов, а в региональных ВУЗах - 850 и более часов, из них лекции и групповые занятия более 700 часов. Можно сделать вывод, что высшее образование в России, за исключением топовых университетов так и не вернулась к довоенной ситуации, когда соблюдался баланс между аудиторной нагрузкой и временем для занятий наукой. Объем аудиторной нагрузки увеличивает то, что студенты перегружены аудиторными занятиями и мало занимаются самостоятельно до сессии, поэтому на лекциях приходится объяснять все, включая базовые вещи - это увеличивает объем аудиторной нагрузки. Фактически создана система с положительной обратной связью. Мне представляется, что идея 1956 г. предусматривающая «развитие подлинно самостоятельной работы студентов с одновременным преодолением элементов натаскивания и «школярства» в их обучении… За лекциями необходимо сохранить по-прежнему организующую и направляющую роль в учебном процессе; лекции должны знакомить студентов с основами данной науки, развивать у студентов способность и потребность к самостоятельной углубленной работе в лабораториях, на семинарах, на производственной практике» так и не была воплощена в жизнь. Уважаемые коллеги, интересно Ваше мнение, возможно ли уменьшение максимальной учебной нагрузки ППС до уровня 1937 г. в рамках имеющегося финансирования за счет увеличения объема самостоятельной работы студентов? |
Цитата:
На мой взгляд, это чистая фикция. Нет никакой работы. |
Когда учились мы, подавляющая часть лекций заключалась в том, что мы писали текст под диктовку. В результате нам приходилось много заниматься самостоятельно, чтобы разобраться в материале. Сейчас ситуация изменилась: преподаватели делают презентации и детально всё объясняют. В прошлом семестре студенты пожаловались завкафу на преподавателя, который читал лекции с листочка, и его принудительно направили на профессиональную переподготовку. Самостоятельно изучать материал могут далеко не все.
В соседнем университете существует возможность вдвое уменьшить учебную нагрузку, при условии обязательства по публикации статей в журналах Q1-Q2. Однако немногие могут быть уверены в таком результате заранее. Если бы по итогам предыдущих годов можно было бы снизить нагрузку для научной работы, передав лабораторные и практические занятия ассистентам, это было бы неплохо. |
Цитата:
Да не будет скоро ВО. Когда шофер автобуса на одну ставку получает больше ставки профессора, профессором становится быть не интересно. Сейчас вновь поступающим в наш водоканал (прикиньте, это у нас транспортная организация!) обещают 70-110, сосед работает давно и чётко 8 часов в день, получает на руки 65. Ставка профессора (моя) 63 на 870 аудиторных/практиковых/ГИАшных часа в год. Добавлено через 16 минут Цитата:
Добавлено через 31 секунду Цитата:
|
Высшее образование не исчезнет, конечно, но будет сильно переформатированно.
Оно перестает быть массовым. Станет более элитарным (и в плане социальном, и в плане уровня знаний). Много будет, как мне кажется, централизованных средних профессиональных заведений, организованных по принципу франшиз. С дистантным преподаванием, и живыми "тьюторами". Профессора станут редкими персонами: аристократами медийности и показного интеллекта. В общем, оно и к лучшему. Зачем вообще нужна эта орда замурзанных, затюканных, малокультурных ПэПэЭсников? Профессоров в засаленных свитерах, тётенек-доцентов в с лишним весом и отросшим перманентом? Не, это уже сейчас нах не нужно. Инерция просто. И соц.обязательства нашего Российского государства. На наш с azv век еще, может быть, и хватит. Но если будем сильно бухтеть, так и под зад коленом могут досрочно выписать. Нужно что-то придумывать или сходить с исторической арены вместе с секретарями-машинистками. |
У меня есть знакомая из АУП, которая рассказывала о людях, трудоустроенных по знакомству и не имеющих определённых обязанностей. Возможно, это могло бы стать резервом для уменьшения нагрузки преподавателей у нас.
Хотя при такой зарплате и отсутствии инструментов финансирования научной работы уменьшение нагрузки приведет к тому, что просто преподаватели будут брать значительно больше ставки, сейчас некоторые берут столько занятий, что их главная задача - не упасть в обморок. Добавлено через 2 минуты Цитата:
Добавлено через 1 час 3 минуты Цитата:
|
Николай Н-ский, интересное исследование провели.
Цитата:
В такое время сейчас живём - во время освоения научных знаний, полученных учёными предыдущих поколений. И осваивать эти знания будем ещё долго. В общем, ждать сокращения учебной нагрузки преподавателей не стоит. |
Цитата:
|
Николай Н-ский, спасибо за интересную статью.
Вопрос: а какова была практика формирования учебной нагрузки для внешних совместителей (почасовиков) в СССР и в РФ? |
Цитата:
Инженеры по автопрому, электрике и тд скоро станут не нужны - всё разработано в Китае, а эксплуатировать могут и техники. Фельдшера уже прочно сидят в кабинетах терапевров и первыми номерами на скорой ездят. История... ну сами понимаете, кто её пишет. Не историки с высшим образованием. Разве что консерватория останется, пока бычки в Чёрном море не перевелись. |
Цитата:
|
Цитата:
Элемент престижного потребления, гламурного образа жизни, знак принадлежности к высшему обществу. Как титулы в современной "Старой Европе". Вроде незачем, а сохраняются. А тем, кого волнует заработок - уже сейчас дорога на СПО (или на СВО)) Добавлено через 1 минуту Цитата:
Добавлено через 2 минуты Цитата:
Такой - это как в Макдаке или KFC - в любой деревне одно и то же качество, один и то же вкус. Мне кажется, идея настолько очевидная, что уже должна вот-вот быть реализована в среднем специальном образовании. |
Цитата:
|
Цитата:
Занимался я с одним юным дарованием из весьма состоятельной семьи. Он уровнем своим меня просто поражал. Как это нередко бывает с юными гениями, в его знаниях было много чудовищных перекосов. Он знал в 11 лет всех римских императоров, но писал жутко безграмотно (какой-то у него дисграфическое отклонение). Будь он ребенком из обычной семьи, учителя заклевали его, он возненавидел бы школу и пошел собакам хвосты крутить. Но деньги родителей надежно защищают его от наездов. Он занимается тем, чем хочет (историей) и необыкновенно в ней преуспевает. Вот для таких, например, и будет высшее образование. |
Цитата:
Настолько я знаю сейчас почасовики и совместителя обычно получают существенно меньше штатных, т.к. на них зачастую не распространяется KPI. Но я не эксперт - в институте на ставку первый год работаю, до этого на госслужбе + совместительство. С началом учебного года осознал, что времени на написание докторской остается меньше, чем раньше. Тема научных интересов - история религии - соприкасалась с направлением работы - межконфессиональными отношениями, поэтому полдня можно было диссер на работе писать, а сейчас: пары, пары, пары... Вот и заинтересовался, как раньше было с учебной нагрузкой профессуры и можно ли как-то это изменить. На прошлой работе удалось обосновать необходимость принятия одного закона и нескольких указов, вдруг и здесь не все безнадежно, если делать это опираясь на советский опыт, что сейчас в тренде, при условии, если это не потребует дополнительных средств конечно ) Добавлено через 30 минут Цитата:
При высокой вероятности вылететь не сдав сессию, студенты будут вынуждены научиться учиться самостоятельно (что поможет им в дальнейшем), без угрозы отсева самообразование останется фикцией, конечно. |
Текущее время: 02:57. Часовой пояс GMT +3. |
Powered by vBulletin® Version 3.8.8
Copyright ©2000 - 2025, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot
© 2001—2025, «Аспирантура. Портал аспирантов»