Портал аспирантов

Портал аспирантов (http://www.aspirantura.spb.ru/forum/index.php)
-   Свободное общение (http://www.aspirantura.spb.ru/forum/forumdisplay.php?f=102)
-   -   ЗУН научного исследования (http://www.aspirantura.spb.ru/forum/showthread.php?t=7303)

Aspirant_Cat 14.05.2011 13:13

ЗУН научного исследования
 
По аналогии с образовательными ЗУН, должны ведь формироваться ЗУН научного исследования, как считаете? Порой как-то странно слышать от людей, закончивших аспирантуру и успешно защитившихся, реплики, такие как: "закончишь эту аспирантуру и так ничего и не поймешь", советы, подобные этому: "с чужих диссертаций берешь куски, лепишь свою, показываешь руководителю" :(

IvanSpbRu 14.05.2011 13:38

Цитата:

Сообщение от Aspirant_Cat (Сообщение 139261)
По аналогии с образовательными ЗУН, должны ведь формироваться ЗУН научного исследования, как считаете? Порой как-то странно слышать от людей, закончивших аспирантуру и успешно защитившихся, реплики, такие как: "закончишь эту аспирантуру и так ничего и не поймешь", советы, подобные этому: "с чужих диссертаций берешь куски, лепишь свою, показываешь руководителю" :(

Разумеется, должны. Только специально их никто не формирует - в том числе и потому, что сами научные руководители такими навыками зачастую не обладают. Как ни парадоксально, технике научного руководства у нас не готовят (как, кстати, и технике дипломного руководства), а назначение научруков в ряде вузов (и почти во всех вузиках) происходит по самым разнообразным критериям, среди которых научно-педагогическая компетентность стоит, скажем так, не всегда на первом месте

Ink 14.05.2011 13:56

Как уже неоднократно отмечалось в специальной литературе, от самого понятия ЗУНов надо отходить.

Лучник 14.05.2011 15:46

а что такое ЗУН?

Aspirant_Cat 14.05.2011 16:12

ЗУН - знания, умения, навыки. Например, те же умения применять методологию научного исследования. Недавно говорили в соседней теме об этом, во введении заявлены определенные подходы, а на самом деле они нигде и никак не прослеживаются.
Ведь должен же вырабатываться навык научного исследования или не должен? Возможно, я ошибаюсь, но мне кажется, что наличие такого навыка в идеале предполагается у людей, пишущих диссертации на заказ (если они делают это качественно, конечно).

Димитриадис 14.05.2011 20:19

Цитата:

Сообщение от Ink (Сообщение 139267)
Как уже неоднократно отмечалось в специальной литературе, от самого понятия ЗУНов надо отходить.

Сейчас в моде "компетенции" (образовательные в том числе), и компетентностный подход. Педагоги, наверное, лучше разъяснят.
Цитата:

Сообщение от Aspirant_Cat (Сообщение 139279)
... применять методологию научного исследования. Недавно говорили в соседней теме об этом, во введении заявлены определенные подходы, а на самом деле они нигде и никак не прослеживаются.
Ведь должен же вырабатываться навык научного исследования или не должен?

Есть предмет "методология научного исследования". В свое время у нас на курсах по подготовке к экзаменам КМ вёл историю и философию науки тот же профессор, который читатл МНИ на последнем курсе. Он так интересно построил переходный мостик между двумя предметами, что все оказалось несложным и интересным.

Я в свое время сильно жалел, что на Методологию научного исследования отводится так мало уч. часов. Без нее и дипломную работу хорошо не напишешь, не то что диссер.
Цитата:

Сообщение от IvanSpbRu (Сообщение 139265)
сами научные руководители такими навыками зачастую не обладают. Как ни парадоксально, технике научного руководства у нас не готовят

Научные руководители - большею частию профессора (редко доценты). А кто будет учить профессора?

Aspirant_Cat 15.05.2011 08:47

Цитата:

Сообщение от Димитриадис (Сообщение 139334)
Есть предмет "методология научного исследования"

Да, я знаю, я на последнем курсе тоже изучала такой предмет, и в аспирантуре нам это же давали. Там рассказывали о том, как писать введение, но не о том, как вести исследование. На практике диссертация обычно представляется как большой реферат, в котором написанное во введении совершенно отрывается от текста кирпича. Те же преподаватели, которые вели часы методологии научного исследования, советуют делать реферативно, а введение большинство наших местных "ученых" приписывает к тексту уже потом. Но ведь это же неправильно!

Цитата:

Сообщение от Димитриадис (Сообщение 139334)
В свое время у нас на курсах по подготовке к экзаменам КМ вёл историю и философию науки тот же профессор, который читатл МНИ на последнем курсе. Он так интересно построил переходный мостик между двумя предметами, что все оказалось несложным и интересным.

О, у нас, к сожалению, профессура на кафедре философии отсутствует :( А читали по истории и философии науки фактически просто философию, и задачу установления межпредметных связей оставили решать нам, аспирантам :)

Цитата:

Сообщение от Димитриадис (Сообщение 139334)
Сейчас в моде "компетенции" (образовательные в том числе), и компетентностный подход. Педагоги, наверное, лучше разъяснят.

По сути компетенции мало отличаются от ЗУН, имхо. Качественные ЗУН 3-4-го уровня - это и есть "компетенции" :smirk: Способность решать проблемную ситуацию с применением имеющихся знаний.

Kayra 15.05.2011 09:10

Цитата:

Сообщение от Aspirant_Cat (Сообщение 139261)
ЗУН научного исследования

А чем ЗУН отличается от понятия квалификации ученого? Зачем использовать такую странно-звучащую аббревиатуру? (Почему-то мельком взглянув на нее, прочитала ЗУД:D)

Ink 15.05.2011 09:15

Цитата:

Сообщение от Aspirant_Cat (Сообщение 139417)
По сути компетенции мало отличаются от ЗУН, имхо. Качественные ЗУН 3-4-го уровня - это и есть "компетенции" :smirk: Способность решать проблемную ситуацию с применением имеющихся знаний.

:) Милочка, это ересь. В духе советско-российской школы. Правда, в последнее время, встречается еще большая ересь: разбивка компетенций на уровни. Так вот это говорит о непонимании автором самой сути явления. Проще говоря, о попытке переложить непонятное на знакомые ЗУНы, применив те самые ЗУНы :D Ну прям рефлексирующие акмеологи :D

Добавлено через 1 минуту
З.ы. бьюсь об заклад, что тс понятия "компетенция" и "компетентность" не различает.
Nuff said

Aspirant_Cat 15.05.2011 09:25

Цитата:

Сообщение от Kayra (Сообщение 139421)
А чем ЗУН отличается от понятия квалификации ученого? Зачем использовать такую странно-звучащую аббревиатуру? (Почему-то мельком взглянув на нее, прочитала ЗУД)

Kayra, это общепринятая аббревиатура. А то, что Вы там, моя дорогая, прочитали...:rolleyes: Ну что я могу сказать по этому поводу...:D С этой проблемой к мужчинам форума обращайтесь, не ко мне :lol:
Скрытый текст
Да простят меня, злючку, админы за такой ядовитый ответ моей давней подруге... :moderator::pray::)


Ну хорошо. Объясните мне, недотепе, чем отличается ЗУН от квалификации, или не отличается, опять же. "Доцент тупой" (с) :lamer::D

Добавлено через 4 минуты
Цитата:

Сообщение от Ink (Сообщение 139422)
Милочка, это ересь. В духе советско-российской школы. Правда, в последнее время, встречается еще большая ересь: разбивка компетенций на уровни. Так вот это говорит о непонимании автором самой сути явления. Проще говоря, о попытке переложить непонятное на знакомые ЗУНы, применив те самые ЗУНы Ну прям рефлексирующие акмеологи
Добавлено через 1 минуту
З.ы. бьюсь об заклад, что тс понятия "компетенция" и "компетентность" не различает.
Nuff said

Инк, ну если это и ересь, то не моя, а создателей так называемого компетентностного подхода, который еще в 20-е годы прошлого века на самом деле был и практиковался, и всем об этом известно :)

Ink 15.05.2011 09:27

Цитата:

Сообщение от Aspirant_Cat (Сообщение 139424)
так называемого кометентностного подхода

:D Женщина! Ну что ты пишешь :D

Aspirant_Cat 15.05.2011 09:27

А вообще, это мое личное мнение. Можете считать меня еретичкой.

Ink 15.05.2011 09:40

Aspirant_Cat, для вхождения в "образовательное пространство" вот Вам ссылка номер раз и вот Вам ссылка номер два. Для начала пойдет.

Добавлено через 2 минуты
вот еще ссылка номер три
З.ы. на мой взгляд во всех трёх ссылках всё равно косяки есть при рассмотрении явления

Aspirant_Cat 15.05.2011 09:50

Ink, я знаю, что такое компетенции и компетентность, и Хуторского я читала. А здесь, еще раз подчеркиваю, высказала свое личное мнение о явлении. Отношение, а не знание. Не надо считать меня глупее, чем я есть. А то опять получается как в соседней теме: завожу речь о необходимости обоснования правомерности применения системного подхода в диссертации на основе использования диалектико-материалистического понимания связей, а люди все выворачивают, упрощают и начинают обвинять меня в тупости :(

А здесь я просто высказала наболевшее: реально выпускники аспирантуры зачастую не имеют знаний, необходимых для осуществления научных исследований, не владеют методологией научного исследования, у них нет умений и навыков применения этой методологии на практике и они полагают, что материалистическая диалектика может быть использована в качестве конкретнонаучной методологии исследования (как это сделала Домохозяйка в своей статье), хотя на самом-то деле это общефилософская методология и она не может быть использована в частных науках, но является базой для системного, например, подхода. В результате и возникают темы типа "как отличить системный подход от комплексного", потому что методологией выпускники аспирантуры, повторяю, не владеют. Проблема вполне себе актуальная, на мой взгляд. И обучение в аспирантуре должно быть все же обучением основам научной деятельности, потому что эти основы - сюрприз!:surprise: - есть.

Добавлено через 2 минуты
Скрытый текст
P.S. Инк, а Вы злодей: зачем Вы заставляете меня показывать мое истинное лицо, которое я так тщательно от всех скрываю? :) Вопрос риторический, в принципе, можете не отвечать.

Ink 15.05.2011 10:06

Цитата:

Сообщение от Aspirant_Cat (Сообщение 139436)
Не надо считать меня глупее, чем я есть.

Так я и не считаю :)
Цитата:

Сообщение от Aspirant_Cat (Сообщение 139436)
о необходимости обоснования правомерности применения

И как Вам только фразы так удается строить :eek:
Цитата:

Сообщение от Aspirant_Cat (Сообщение 139436)
на основе использования диалектико-материалистического понимания связей

И дался Вам этот Ленинизм :rolleyes:
Цитата:

Сообщение от Aspirant_Cat (Сообщение 139436)
а люди все выворачивают, упрощают и начинают обвинять меня в тупости

Нет, Вы в той теме реально ошиблись и сейчас
Цитата:

Сообщение от Aspirant_Cat (Сообщение 139436)
не имеют знаний, ... не владеют методологией ... у них нет умений и навыков

Вы всё правильно говорите, но правильно в рамках традиционных и закостенелых ЗУНов. И это вовсе не говорит о том, что избранный, ЗУНовский, подход правильный.
Цитата:

Сообщение от Aspirant_Cat (Сообщение 139436)
и они полагают, что материалистическая диалектика может быть использована в качестве конкретнонаучной методологии исследования

А ведь она действительно может. В узком смысле. Просто Вы сейчас отождествляете материалистическую диалектику с диалектическим материализмом напрочь забыв об диалектической триаде. Так что кто там и чем не владеет, вопрос, Настя, ой какой сложный ;)
Цитата:

Сообщение от Aspirant_Cat (Сообщение 139436)
возникают темы типа"как отличить системный подход от комплексного"

Это правильная тема. Системный подход и комплексный, - это разные вещи. Это сложные вещи.
Цитата:

Сообщение от Aspirant_Cat (Сообщение 139436)
И обучение в аспирантуре должно быть все же обучением основам научной деятельности

Таки я даже соглашусь, не вопрос, здесь Вы правы. Обучение должно вестись, но не ведется.

Добавлено через 3 минуты
Цитата:

Сообщение от Ink (Сообщение 139439)
Обучение должно вестись, но не ведется.

Но вот ведь еще какая штука: кто и как будет вести учебный процесс? Я, положа руку на сердце, скажу честно: 99% наших местных ппс, на мой взгляд, просто не смогут вести занятия на эту тему качественно. Они проведут их на "от2,71бись"


Текущее время: 08:11. Часовой пояс GMT +3.

Powered by vBulletin® Version 3.8.8
Copyright ©2000 - 2025, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot
© 2001—2025, «Аспирантура. Портал аспирантов»