Портал аспирантов

Портал аспирантов (http://www.aspirantura.spb.ru/forum/index.php)
-   Экономические науки (http://www.aspirantura.spb.ru/forum/forumdisplay.php?f=134)
-   -   Торговля и сфера услуг (http://www.aspirantura.spb.ru/forum/showthread.php?t=8115)

IvanSpbRu 02.09.2011 07:32

Торговля и сфера услуг
 
Вопрос прост - относится ли торговля к сфере услуг или нет? В большинстве источников торговля включается в сферу услуг (под названием торговые услуги). То же точки зрения придерживается ВАК - диссертации, посвященные исследованиям торговли, относятся к специальности 08.00.05 по направлению "Сфера услуг".

Однако на практике торговлю из сферы услуг зачастую выделяют.

Хотелось бы услышать аргументы как в пользу отнесения торговли к сфере услуг, так и в пользу ее самостоятельного статуса

Team_Leader 02.09.2011 18:31

ИМХО - торговля это настолько фундаментальная и всеобъемлюая сфера деятельности, что она сама по себе и может рассматриваться отдельно и от производства и от услуг.
Если под торговлей рассмарвать только розницу (что неверно), то тогда ее к услугам отнести еще можно, но есть еще же куча промышленной торговли от оптовой до проектных поставок.
Я бы рассматривал ее отдельно. В конце концов, сфера услуг - продает собственно услугу и за это получает деньги. Торговая компания продает товар и за его поставку на условиях необходимых покупателю получае прибыль.
В международнйо практике сервисные и торговые компании строго разделены.
Наиболее торговые компании получили развитие в Японии, и по ее образцу - в Корее и др. азиатских странах. Посмотрите материалы по интегрированным (универсальным) торговым компаниям (сого-соша/сого-сосё). Это фирмы типа Марубени корпорейшн, Сумитомо Корпорэйшн, Митсуи Корпорэйшн, Иточу.... В Корее: Хюндай корпорейшн, Самсунг Корпорэйшн и др. (не потать с зачастую одноименными ФПГ - корейцы, дзайбацу и т.п.). В Европе тоже такие фирмы есть, но поменьше и более специализированные.
Эти компании не предоставляют услуг: их функция - обеспечение сферы обращение, в той части, которая выходит за пределы компетенций банков и финансовых институтов.
в России, кстати, эта функция очень неразвита. У нас нет практчески сильных интегрированных торговых компаний, которые крайне нужны лдя развивающейся экономики: это и функция обращения, и функция плнирования (консолидации спроса) и т.п. Посмотрите мою статью в Маркетинге и маркетинговых исследованиях № 2, 2010. Там про роль торогвых компанйи в раздаении систем производственно-логистического сервиса.
вывод: да, торговля и сервис связаны, но это - не одно и тоже, и это, кстати, наша национальная грубая ошибка смешивать эти 2 сферы.

Леди Икс 03.09.2011 17:11

Не знала, что кто-то их додумался объединять. Имхо, у них разные объекты - в одном случае товары, в другом - услуги. Поэтому их никак нельзя воедино слить.

IvanSpbRu 03.09.2011 22:03

Цитата:

Сообщение от Леди Икс (Сообщение 172878)
Не знала, что кто-то их додумался объединять. Имхо, у них разные объекты - в одном случае товары, в другом - услуги. Поэтому их никак нельзя воедино слить.

Не все так просто. Ресторан - однозначно сервисное заведение, только вот там вполне есть и собственное производство, и продажа товара...

А торговля, напротив, выполняет услугу по доведению товара до конечного потребителя

Юрген 03.09.2011 22:17

Хм, а можно ли в разграничение этих понятий внести критерии материальное/не материальное?

Ведь (по мнению дилетанта) сфера услуг образует добавочную стоимость в основном за счет не материальных достоинств (оперативность, качество, доступность и проч.)

IvanSpbRu 03.09.2011 22:32

Цитата:

Сообщение от Юрген (Сообщение 172915)
Хм, а можно ли в разграничение этих понятий внести критерии материальное/не материальное?

Ведь (по мнению дилетанта) сфера услуг образует добавочную стоимость в основном за счет не материальных достоинств (оперативность, качество, доступность и проч.)

Все равно не получается - бренд Мерседеса нематериален, но именно он формирует значительную часть потребительской стоимости, однако автомобилестроение - однозначно производство. В современной потреблядской экономике вообще нематериальные факторы превалируют.

На бытовом уровне, приходя в магазин, покупатель не думает о том, что ему оказывают услугу - он тупо хочет купить товар. Однако обыденное восприятие процесса и его экономическая сущность - это вещи разные

Леди Икс 03.09.2011 22:42

Попробую еще раз:
ресторан - основной вид деятельности=прислуживани клиентам. За этим туда и идут, а не в магазин готовой еды. Поэтому услуги.
Мерседес - товар. И покупают машину. Т.е. товар. А вот ремонтируют машину - уже услуги.

Может стоит смотреть на основную часть сути? Т.е. верхушку т.н. "дерева работ" или "дерева целей"?

Юрген 03.09.2011 22:50

Хорошо, ну может быть тогда "человеческий фактор", влияющий на выбор?

Например, из двух ближайших заправок с одинаковым качеством и стоимостью топлива я выберу ту, где персонал приветлив...

Т.о. там, где спрос при прочих равных условиях формируется особенностями персонала, то ту сферу можно отнести к услугам?

IvanSpbRu 03.09.2011 22:58

Цитата:

Сообщение от Леди Икс (Сообщение 172920)
Попробую еще раз:
ресторан - основной вид деятельности=прислуживани клиентам. За этим туда и идут, а не в магазин готовой еды. Поэтому услуги.

То есть услугами вид деятельности делает наличие прислуживания? Если продавец в магазине нарезает колбасу - это услуги, а если магазин самообслуживания - то торговля как самостоятельная отрасль? Поясните, пожалуйста, Вашу мысль.

Интересует именно противопоставление торговли и сферы услуг, производство оставим в стороне

Добавлено через 1 минуту
Цитата:

Сообщение от Юрген (Сообщение 172922)

Т.о. там, где спрос при прочих равных условиях формируется особенностями персонала, то ту сферу можно отнести к услугам?

Дифференциация персонала типична именно для сферы услуг - но все же в качестве базового критерия брать именно его некорректно

Hogfather 04.09.2011 00:09

Цитата:

Сообщение от Леди Икс (Сообщение 172920)
А вот ремонтируют машину - уже услуги.

Это просто Вам так не повезло. ЕВПОЧЯ.

Леди Икс 06.09.2011 00:02

IvanSpbRu, имею ввиду оценка главной идеи. В ресторан идут за прислуживанием (утрирую, но все ж), а в магазин - за товарами, а не за обслуживанием. Т.е. можно рассматривать именно главную идею для деления на товар/услуга, а все остальное второстепенное и сопутствует. Нет такого бизнеса, где были бы ТОЛЬКО товары, или ТОЛЬКО услуги. Они совместны, но выделять стоит главную идею.
К примеру, я продаю рекламу. Я рекламщик. Но между делом и листовки сделаю, и банер напечатаю. Но все же у меня - услуги.

Hogfather 06.09.2011 06:54

Цитата:

Сообщение от Леди Икс (Сообщение 173168)
В ресторан идут за прислуживанием (утрирую, но все ж), а в магазин - за товарами

Возможны забавные варианты

IvanSpbRu 06.09.2011 07:55

Цитата:

Сообщение от Леди Икс (Сообщение 173168)
IvanSpbRu, имею ввиду оценка главной идеи. В ресторан идут за прислуживанием (утрирую, но все ж), а в магазин - за товарами, а не за обслуживанием. Т.е. можно рассматривать именно главную идею для деления на товар/услуга, а все остальное второстепенное и сопутствует. Нет такого бизнеса, где были бы ТОЛЬКО товары, или ТОЛЬКО услуги. Они совместны, но выделять стоит главную идею.
К примеру, я продаю рекламу. Я рекламщик. Но между делом и листовки сделаю, и банер напечатаю. Но все же у меня - услуги.

Тут дело в другом - не в том, как воспринимает потребитель, а каково экономическое содержание. Торговля - однозначно не товарное производство, и трактовка, что торговые сети оказывают потребителю услугу, вполне допустима. Другое дело, что услуга эта весьма специфическая.

Но можно и выделять торговлю в качестве самостоятельной сферы экономической деятельности - как раз в силу этой специфики.

А вот трактовать изготовление баннера как продажу товара - это по моему некорректно. Вы продаете услугу по разработке баннера - не более того. Аналогично - покупая услугу по лечению зуба, Вы же не покупаете пломбировочный материал

Домохозяйка 06.09.2011 08:32

Цитата:

Сообщение от IvanSpbRu (Сообщение 173183)
покупая услугу по лечению зуба, Вы же не покупаете пломбировочный материал

еще как покупаем.
часто и стоимость калькулируется по частям: 1) услуга по лечению - фиксир цена 2) пломбир материал - можно выбрать разного качества и производителей, то есть он отдельно продается

а если зубы пломбируют на давальческой основе ?

Добавлено через 17 минут
Цитата:

Сообщение от Леди Икс (Сообщение 173168)
Но между делом и листовки сделаю, и банер напечатаю. Но все же у меня - услуги.

Цитата:

Сообщение от IvanSpbRu (Сообщение 173183)
А вот трактовать изготовление баннера как продажу товара - это по моему некорректно. Вы продаете услугу по разработке баннера

на самом деле две отдельные вещи продаются
1) разработка баннера - я бы сказала - это выполнение работ, а не услуга
2) сам баннер - если его изготовили на материальном носителе - производство

Добавлено через 5 минут
Цитата:

Сообщение от Леди Икс (Сообщение 172920)
ресторан - основной вид деятельности=прислуживани клиентам. За этим туда и идут, а не в магазин готовой еды. Поэтому услуги

не скажите, ресторан начинается с кухни, как театр с вешалки.
кухня - это производство, полученные блюда - готовая продукция.
Цитата:

Сообщение от IvanSpbRu (Сообщение 172913)
Ресторан - однозначно сервисное заведение, только вот там вполне есть и собственное производство, и продажа товара...

сервисное - потому что мы привыкли к разнообразным типовым классификациям
а на самом деле ?
бывает что в счете отдельно выделяется сумма "за обслуживание" - и сколько это 10-15%, а остальные 85-90% выручки - это продажа готовой продукции (блюд).
услуга (сервис) -- это когда ее результат не имеет материально-вещественной формы = машину вам помыли например
в торговле тогда уж действительно больше от услуг, чем в ресторане

kravets 06.09.2011 08:44

Цитата:

Сообщение от Домохозяйка (Сообщение 173186)
в торговле тогда уж действительно больше от услуг, чем в ресторане

С позиции неэкономиста-обывателя - чем предприятие, продающее чужое, отличается от предприятия, продающего свое, с точки зрения потребителя?


Текущее время: 20:59. Часовой пояс GMT +3.

Powered by vBulletin® Version 3.8.8
Copyright ©2000 - 2025, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot
© 2001—2025, «Аспирантура. Портал аспирантов»