![]() |
О бакалаврах, компетенциях и часах
Итак, мы переходим на двухуровневую систему: бакалавр-магистр. Но как это происходит в вашем вузе? Во всех известных мне учреждениях ВПО это делается очень просто: учебный план специалиста (5 лет) пытаются "сократить" до бакалавра (4 года). Но правильно ли это? Давайте вспомним историю и те условия, в которых модель "специалист" была оправдана (социально) и конкурентоспособна. Углубимся назад, и сосредоточимся на некоторых исторических предпосылках.
После великой октябрьской социалистической революции система образования, по факту, находилась в очень плачевном состоянии. В то же самое время нужды нового государства (точнее государственного образования, коим на тот момент и было "раннее СССР") требовали новых кадров. В первую очередь, - рабочих. Рабочих кадров для предстоящей индустриализации. И первым этапом в решении этой задачи стало создание в 1920 г. школ фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). Срок обучения в них был 3-4 года (в зависимости от получаемой рабочей специальности). Само построение учебного плана было простым: общеобразовательные (не общепрофессиональные!!!) предметы, т.е. теоретическое обучение, в нём соседствовали с с чистым ремесленничеством - обучением специальности. На теорию и практику (практику работы за станком) отводилось по 4 часа в день (итого 8 часов) в первые три (два) года обучения и по 2 часа теории и 6 часов практики на последнем. Затем, после введения обязательного семилетнего образования в школах, учебный план ФЗУ так же претерпел изменения: сроки обучения сократились до 1-2 лет; и была перераспределена нагрузка: до 80% учебных часов отводились на практику и до 20% — на уже не просто теоретические предметы, но связанные со специальностью (вот именно здесь общеобразовательные дисциплины переходят в общепрофессиональные). В дальнейшем, в 40-ые годы ФЗУ начинают разделяться на две категории: 1) училища (ремесленные, железнодорожные, с/х), - где срок обучения так и закрепился на отметке 2 года; и 2) школы фабрично-заводского обучения, - где срок обучения был снижен до 6 месяцев - 1 года, с целью подготовки рабочих по наиболее востребованным профессиям. Стоит отметить, что на первом году обучение в училищах велось по 6 часов в день, а на втором году по 7 часов в день, причём теория и практика чередовались (день через день). По окончании училища от учеников так же требовалось представить письменную квалификационную работу по специальности. В школы ФЗО процесс был организован иначе. Предусматривалось 100 часов на изучение как общей техники безопасности, так и при работе на определенном (соответствующем изучаемой специальности) оборудовании. Остальное время занимало непосредственно производственное обучение. Забегая вперёд отметим, что ФЗО являются прародителями современного НПО, в то время как училища - СПО. Однако это было не трудно заметить. Но вернёмся к дню сегодняшнему. Что такое человек сегодня? В образовательном контексте это специалист с высшим образованием. Лучше с двумя, пятью, десятью и т.д. Но в период СССР человек был человеком и без "вышки". Можно было всю жизнь прожить рабочим, стать героем труда и быть уважаемым человеком. Теперь такое практически невозможно. Социальные условия изменились и наличие в/о стало стандартом де-факто. Но имеющаяся, точнее, доставшаяся нам со времён СССР модель обучения "специалиста" рассчитана на иные социальные условия. Она исходила из того, что не каждому надо дать высшее образование, а только самым целеустремлённым, талантливым. Вместе с тем ущемления по наличию/отсутствию в/о не было. Но они есть сейчас. И, именно в таких условиях, к нам приходит бакалавр. А бакалавр - это совсем иная модель обучения, нежили специалист. Кто такой специалист? Это универсал (в теории). Он может то-то, то-то, и то-то. А кто такой бакалавр? Превалирующий сейчас подход основан на том, что нам надо 5 лет вписать в 4 года. НО! 5 лет специалиста это 2 года общепрофессиональных дисциплин и 3 года специализации (грубо говоря, циклы ГСЭ по частям и профессиональный по тем же частям). Но бакалавр это не циклы, это компетенции. О чём постоянно забывается. Бакалавру пытаются вбить 5 летний объем ЗУНов, в то время как должны готовить по компетенциям. А это - совершенно разные подходы. Если говорить упрощенно, то бакалавр в ЗУНах - это первые два года обучения специалиста. Но, как видите, возникает некоторый разрыв: если бакалавр, это первые два года, то да, на выходе это, в принципе, действительно будет в/о. Но это будет "общее" высшее образование, но никак не профессиональное. Чтобы "скрыть" этот пробел (в нашей системе; в стандартной европейской системе это не пробел, но об этом чуть позднее) мы вводим такое понятие, как "профиль обучения". Т.е. такую вещь, что должна была бы нам заменить весь общепрофессиональный цикл и втиснуть его в необходимые временные рамки. Что же из этого получается? А получается неочень. Все "ненужные" дисциплины режутся и сливаются вместе. Так, в 3/4 учебных планов есть такие общие дисциплины как философия, культурология, физкультура, аудит и ряд других. И все они "занимают место". Как отмечено выше традиционных выхода два: порезать и слить. Так, философия с каких-нибудь 200 режется до 68, аудит становится бухгалтерским учётом, анализом и аудитом и т.д. Считается, что таким образом обеспечивается получение не просто высшего образования, но высшего профессионального. Хотя, в итоге, имеем, скорее, некую профанацию в/о вообще... |
Занятные вещи пишите, Ink. Раз вы так неплохо владеете историей образования, видите пробелы, может быть поделитесь своим взглядом на то, как лучше реконструировать ту не совсем приглядную модель, которая сейчас реализуется у нас? Вы писали, что есть европейские модели образования, свободные от недостатков российской системы бакалавриат-магистратура. Может быть расскажете о них?
|
Цитата:
Цитата:
|
Цитата:
Добавлено через 1 минуту Цитата:
Добавлено через 52 секунды Цитата:
Добавлено через 51 секунду Цитата:
Добавлено через 1 минуту Вывод из всего один: нужно учить, а не играть в игрушки. А для этого нужна политическая воля. |
Цитата:
|
Цитата:
|
Действительно план подгоняют под специалиста. У нас обрезают летнюю практику, производственную и преддипломную (т.к. требования к ВКР попроще). А что касается дисциплин, уменьшают кол-во аудиторных часов, чтобы студенты не сидели 6 дней в неделю по 4 пары. В итоге на магистратуру остаются дисциплины, которые специалисты изучали на 5 курсе, за вычетом всяких культурологий, и пара общепрофессиональных из 3-4 курса.
А, забыл, еще кол-во недель на экзамены примерно в 2 раза уменьшается. |
Цитата:
У меня дед сначала закончил школу ФЗО, потом техникум, потом две вышки :) |
Ну, вот: читаю я у бакалавров один из базовых предметов. Ранее специалисты начинали его изучать на 2 курсе (90 часов аудиторки), теперь у бакалавров он на первом курсе (54 часа аудиторки). И кто скажет, какие темы мне исключать из тем.плана, а какие оставить? все все пофиг, значит, как я решу, так и будет... :(
|
Цитата:
|
Цитата:
|
Цитата:
|
Цитата:
|
Цитата:
|
Цитата:
Скрытый текст
1. Платонизм. Я вспомнил! У меня есть пальцы!
2. Неоплатонизм. У меня есть пальцы! Но это вспомнил не я... 3. Атомизм. Пальцы есть, но только очень маленькие, и их очень много. 4. Киники. Пальцы есть. Но зачем?... 5. Стоицизм. Пальцы неизбежны. 6. Иудаизм. Мои пальцы - всем пальцам пальцы! 7. Зороастризм. Есть пальцы левые, есть....... пальцы правые, и их поровну. 8. Индуизм. Каждому пальцу - по карме! 9. Буддизм. Пальцы бренны - так на фиг они нужны?... 10. Конфуцианство. Пальцы. Просто пальцы. 11. Даосизм. От пальцев никуда не денешься. 12. Христианство. Пальцев пять, но ладонь-то одна!... 13. Христианская ересь. А пальцев-то не пять!... 14. Средневековая философия. Пальцы непостижимы. 15. Философия Возрождения. А пальцы-то есть! 16. Ислам. Нет пальцев кроме моих. 17. Сенсуализм. Если ударить по пальцам и будет больно, то они есть, а если не больно - то их нет. 18. Идеализм. Пальцы есть, потому что я думаю, что они есть. 19. Субъективный идеализм. Вот перестану думать о пальцах - и они исчезнут! 20. Агностицизм. Пальцы-то есть, но вот поди это докажи... 21. Материализм. Пальцы есть, потому-то я о них и думаю. 22. Диалектический материализм. Единство и борьба правых и левых пальцев. 23. Рационализм. Пальцы есть. Их не может не быть. 24. Скептицизм. Поди разберись в этих пальцах! 25. Детерминизм. Это смотря какие пальцы... 26. Просвещение. А что ты сделал для своих пальцев?! 27. Гегельянство. Пальцы есть!!! Но непонятно - как?! 28. Ницшеанство. Не стоит долго глядеть на свои пальцы, иначе однажды они взглянут на тебя. 29. Марксизм. Это как два пальца. 30. Марксизм-ленинизм. Это как два пальца об асфальт. 31. Иррационализм. А есть ли пальцы?... 32. Позитивизм. Пальцы пальцами, однако... 33. Экзистенциализм. Где-то у меня были пальцы... 34. Солипсизм. Пальцы есть, потому что есть я! 35. Фрейдизм: пальцы как способ преодоления Эдипова комплекса и использование их для расширения структуры Эго 36. Неофрейдизм: не мы двигаем пальцами, а пальцы формируют наше Ид, Эго и Супер-Эго в структуре бессознательного. 37. Юнгианство: феномен пальцев в работе сновидений и проявлении архетипичности человеческой личности. |
Текущее время: 06:33. Часовой пояс GMT +3. |
Powered by vBulletin® Version 3.8.8
Copyright ©2000 - 2025, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot
© 2001—2025, «Аспирантура. Портал аспирантов»