Портал аспирантов

Портал аспирантов (http://www.aspirantura.spb.ru/forum/index.php)
-   Преподавательская (http://www.aspirantura.spb.ru/forum/forumdisplay.php?f=122)
-   -   Как студенты манипулируют преподавателями (http://www.aspirantura.spb.ru/forum/showthread.php?t=9701)

Rendido 18.05.2012 21:25

Как студенты манипулируют преподавателями
 
В научно-популярной книге по психологии прочёл о таком случае:
Цитата:

В одном из американских коллеждей студенты, изучавшие теорию Скиннера [т.е. бихевиоризм - прим. автора], проделали интересный эксперимент. Один из преподавателей имел привычку, читая лекцию, расхаживать из угла в угол. В то время, когда он шёл к окну, договорившиеся между собой студенты всячески демонстрировали увлечённость предметом. Они тщательно записывали, кивали, смотрели лектору в глаза и принимали вдумчивые позы. Но когда тот направлялся к двери, аудитория расслаблялась, выказывала отсутствие внимания и начинала вести посторонние разговоры.
Через несколько занятий хождения преподавателя прекратились, и он в течение всей лекции стоял у окна.
А какие способы манипуляции преподавателями со стороны студентов известны вам?

Martusya 18.05.2012 21:31

Цитата:

Сообщение от Rendido (Сообщение 245473)
А какие способы манипуляции преподавателями со стороны студентов известны вам?

Мозгов у нынешних студентов маловато для манипуляций.
Студентки рыдают и прикидываются беременными,
а студенты тупо угрожают.
Никакого креативу.

Nicknamed 18.05.2012 22:02

Цитата:

Сообщение от Martusya (Сообщение 245479)
Студентки рыдают и прикидываются беременными,

Причем уже лет 10 как.

Rendido 18.05.2012 22:05

Цитата:

Сообщение от Martusya (Сообщение 245479)
Мозгов у нынешних студентов маловато для манипуляций.
Студентки рыдают и прикидываются беременными,
а студенты тупо угрожают.
Никакого креативу.

Недооцениваете Вы молодое поколение. :)

Шейнов В.П. "Психология манипулирования":
Цитата:

Первый тип: в качестве мишеней воздействия используются личностные свойства и качества преподавателей, которые самими преподавателями рассматриваются как положительные: доверчивость, доброта, отзывчивость и т.п.
«Надавить на жалость» — вызвать у преподавателя чувство жалости, сочувствия, сострадания, рассказывая о проблемах личного, семейного, профессионального характера, проблемах учебы, здоровья: «доказать, что ты находишься в безвыходном положении», «рассказать про свою трудную жизнь и нелегкую судьбу», «рассказать о своих трудностях» и др.
«Легенда» — отпроситься с занятий в деканате или чаще у преподавателя под надуманным предлогом: «мне нужно в больницу», «приехали родители», «нужно забрать передачу», «позвонили из дому на вахту, чтобы я перезвонил», «трудно добираться домой», «меня вызывают в деканат» и др.
Скрытый текст
«Шпоры и бомбы» — списывать на занятиях, зачетах или экзаменах со шпаргалок, конспектов, книг, из работ других студентов. В качестве шпаргалок, кроме традиционных бумажных гармощек-раскладушек, могут использоваться мобильный телефон, плеер, радио, часы, исписанный стол или даже тело самого студента, «бомбы» — заранее написанные ответы на экзаменационные билеты. Помимо этого, студенты могут пользоваться чужими конспектами, приносить работы, выполненные кем-то за деньги («покупка мозгов») или взятые из Интернета.
«Прикинуться валенком» — приводить ложные причины плохой подготовки (полной неподготовленности) к занятию, зачету, экзамену или отсутствия на занятии: «рассказать небылицу, почему не готов», «байки насчет причин пропусков». Вот некоторые примеры таких оправданий: «смерть родственника», «поломка транспорта», «не было электричества», «не поняла эту тему», «не нашла нужный материал», «родился сын» и др.
«Липа» — подделывать, совершать махинации с документацией: «подделывание заявлений», «липовые справки», «подставить в журнале оценки», «подделывать подписи», «подкидывание билета», «изменение условий задачи» и др.
«Ждать у моря погоды» — пообещать исправиться в следующем семестре: «обещаешь преподавателю, что в следующем семестре выучишь», «Я отвечу в следующий раз» и др.
Второй тип: мишень воздействия на преподавателей — их по¬требность в самоутверждении и в положительных эмоциях.
«Красивые глазки» — использовать для оказания впечатления на преподавателя внешность, одежду, «флиртовать с преподавателем». Чаще используется студентками по отношению к преподавателю-мужчине: «применяешь свои женские хитрости», «ему можно поулыбаться, пококетничать», «начинаешь строить глазки, делать невинное лицо», «многие девочки для получения хорошей оценки надевают короткие юбки» и др.
«Заговаривать зубы» — поддерживать разговор на интересующие преподавателя темы: «попробовать пошутить с ним, перевести разговор в другое русло, запутать его», «найти конек преподавателя и задавать вопросы», «пытаешься отвлечь преподавателя на другие темы, расспрашивая про семью, мировые новости, новости Беларуси» и др.
«Чего изволите» — понравиться преподавателю, создать себе имидж «хорошего человека»: «вести себя так, как желает преподаватель», «поддерживать его точку зрения, поддакивать и внимательно слушать», «приспосабливаться», «стараюсь войти во вкус того или иного преподавателя», «расположить к себе преподавателя» и др.
«Пустить пыль в глаза» — расположить к себе преподавателя, используя комплименты, лесть: «можно слегка подольститься», «несколько ловких комплиментов и шуток, сказанных вовремя», говорить: «Как вы хорошо выглядите», «Как нам нравятся ваши занятия», «Такого классного преподавателя еще не было» и др.
«Чувство общности» — создать чувство общности с преподавателем: «говорить так, как преподаватель (терминология, выражения)», «подстраиваться под настроение преподавателя», «дать понять, что у тебя такие же интересы», «копировать манеру поведения преподавателя» и др.
Третий тип: мишень воздействия — неспособность некоторых преподавателей противостоять психологическому давлению.
«Бунт на корабле» — оказывать давление на преподавателя студенческой группой: «вся группа просит не проводить занятие», «на первом занятии себя хвалим», «массовые прогулы», «начинается балаган», «договориться всей группой не сдавать зачет» и др.
«Осада крепости» — уговаривать преподавателя, назойливо повторять свою просьбу: «немного настоял», «иногда беру смелостью и наглостью», «в основном беру измором», «ходить много раз на пересдачу — поставит оценку, куда он денется» и др.
«Проверка на прочность» — угрожать преподавателю, шантажировать его: «угрозы пожаловаться начальству», «угрозы о расправе над ним, если не поставит экзамен или зачет», «угрожать родителями», «угрожать самоубийством» и др.
«Снайперский выстрел» — вывести преподавателя из состояния эмоционального равновесия: «мешать преподавателю проводить занятия», «унижение преподавателя в глазах окружающих», «шум в группе, невыполнение задания» и др.
Четвертый тип: мишень воздействия — конформизм некоторых преподавателей.
«Привязать преподавателя» — прибегнуть к посреднической помощи родственников, знакомых, других преподавателей: «пришлось попросить преподавателя, чтобы тот попросил другого», «выйти на зав. кафедрой», «через третье лицо» и др.
«Манипуляция зачеткой» — демонстрировать зачетную книжку с высокими оценками: «работал на зачетку — затем она работает на меня».
«Вы обещали» — напомнить преподавателю об обещаниях, которые он на самом деле не давал, «апеллировать к его чести: "Вы же обещали, так не честно", «давлю на самолюбие: "Вы же справедливый преподаватель и не будете..." и др.
«В пример» — сравнить себя с более слабыми студентами: «сравнить со слабейшим, который получил зачет», и др.
Пятый тип: мишень воздействия — профессиональные установки преподавателей.
«Зарисовка под умного» — изображать «заинтересованность» пред¬метом, создать себе имидж «хорошего ученика»: «создать видимость, что я очень серьезно отношусь к предмету», «задаю вопросы, вступаю в дискуссии», «на любой вопрос преподавателя в аудитории стараешься ответить», «бросаться научными терминами и общаться с преподавателем при помощи научного стиля речи», «приводить в работе большой список литературы, хотя был всего один источник», «подойти после уроков к преподавателю, проявить интерес к его предмету, т.е. засветиться», «демонстративно подсказывать отвечающим», «подсказывать преподавателю», «приносить на занятия книги», «смотреть понимающе на преподавателя во время лекции», «делать умное выражение лица», «сажусь на первую парту» и др.
«СССО: сам спрашиваешь — сам отвечай» — вынудить преподавателя самому сделать задание или ответить на вопрос: «скажу слово, переспрошу, так ли это — преподаватель, сам того не замечая, отвечает на мой вопрос», «несколько раз просим преподавателя объяснить нам решаемую задачу, пока преподаватель сам ее не решит» и др.
«Прессинг интеллектом» — продемонстрировать преподавателю глубокие познания в изучаемом предмете, в какой-то другой области или выявить пробелы в знаниях самого преподавателя: «студент выставляет себя большим авторитетом или знатоком в определенных областях знания», «исправлять ошибки, описки преподавателя», «я заставляю себя уважать, а потом делаю, что хочу» и др.
Шестой тип: мишень воздействия — корыстные устремления некоторых преподавателей.
«Метод шуршащей купюры» — предложить или сделать намек на дачу взятки.
«Серпом и молотом» — оказать или предложить свою физическую помощь в каком-либо деле: «предложить физическую помощь», «работать для кабинета», «предложить купить книгу, какой-то предмет, помочь сделать трудную работу», «нарисовать плакат», «собрать столы» и др.
«Презент» — преподнести преподавателю небольшой подарок: «цветы», «конфеты с шампанским», «джентльменский набор» и др.
Ближе к сессии преподаватель сталкивается с настоящей манипулятивной атакой недобросовестных студентов. Особо можно отметить специальные приемы воздействия на преподавателя во время непосредственной сдачи зачетов и экзаменов: «затягивание времени путем отвлекающих вопросов, а также медленное изложение материала», «я стараюсь направить мысли преподавателя на то, что это является его упущением», «отвечать уверенно и громко, чтобы у преподавателя сложилось впечатление, что знаешь предмет», «говорить что-нибудь, если не знаешь, только не молчи», «просто преподавателю надоедает слушать бред, который ты несешь», «вынуждаю преподавателя, чтобы он задал мне вопрос, ответ на который я знаю» и др.
Как показало данное исследование, студент-манипулятор большое значение придает формированию аттракции путем невербального воздействия на преподавателя. Особо часто студентами упоминается умение изобразить болезненный, усталый вид, умное выражение лица, внимательного и заинтересованного слушателя, вовремя заплакать или улыбнуться. Согласно письменным свидетельствам студентов, взгляд на преподавателя может быть «невинным», «томным», «заинтересованным», «понимающим», «умоляющим», «длительным в упор». Образ, создаваемый с помощью одежды, украшений, макияжа, может меняться в зависимости от ситуации, преподавателя, манипулятивного намерения. Проксемика, т.е. расположение людей в пространстве, также в поле внимания студента (сесть на первую или на последнюю парту). Вот пример крайне циничного использования невербальных средств воздействия: «На экзамен приношу иконку, преподаватель думает: «хорошая девочка, умная, православная», а у самой под иконкой — шпаргалка».
Преподаватели в качестве мишеней воздействия со стороны студентов назвали такие качества своей личности, как «доброту (доброжелательность)», «хорошее (благожелательное, доброжелательное, демократическое) отношение к студентам» «мягкость характера», «чувство сопереживания», «отзывчивость», «сочувствие», «сострадание», «веру в искренность (готовность верить человеку)», «лояльность», «жалость» и др. Отсутствие ответов в ряде анкет, распространенных среди педагогов, на открытый во¬прос, посвященный мишеням воздействия, свидетельствует о трудностях рефлексии данной проблемы преподавателями.
Отметим крайне опасную особенность некоторых студенческих манипуляций: студентами эксплуатируются в основном такие качества и свойства личности педагогов, которые являются для последних профессионально значимыми. Опасность этих манипуляций состоит в том, что, будучи многократно обманутыми, преподаватели могут утратить эти качества. Обладатель же противоположных качеств воспринимается самими студентами как манипулятор и трудный партнер по общению.

Сопоставление приведенных манипуляций и используемых студентами мишеней воздействия на преподавателя с ответами самих преподавателей указывает на то, что преподаватели могут даже не догадываться о том, что студенты ими манипулируют, какие мишени используются, как часто это происходит. Следовательно, они слабо защищены от студентов-манипуляторов.
В то же время преподаватели, принявшие участие в исследовании, подтвердили, что систематически встречаются с действиями студентов, носящими манипулятивный характер. Манипуляции студентов вызывают у преподавателей неблагоприятные эмоциональные переживания, трудности в поведении. Так, 77 % опрошенных педагогов хотели бы овладеть приемами психологической защиты от манипулирования, 17 % затрудняются дать ответ на этот вопрос и лишь 6 % считают, что в таком обучении не чуждаются.
Предупрежден — значит защищен
Следующая история показывает, что если преподаватель помнит о возможности манипулятивных действий со стороны студентов, то найти защиту от них не так уж и трудно. Вот эта история.
Двое студентов должны идти сдавать экзамен в понедельник. Но так как они бурно провели выходные, голова трещит после всего этого и настроение совсем не экзаменационное. Тут у одного из них созревает идея. Экзамен они благополучно прогуливают, но на следующий день идут к профессору и рассказывают ему сказку о том, будто они были в выходные на даче у тетки одного из них, которой нужно было помочь вскопать огород. Пришлось там заночевать, а когда они утром поехали оттуда в институт на машине, у нее спустило колесо, и поэтому они опоздали на экзамен. Профессор назначил им сдачу экзамена на следующий день. Когда они пришли, он рассадил их по разным аудиториям и задал каждому из них два вопроса: 1) «Какое колесо спустило?» 2) «На каком участке дороги это произошло?»
Результат экзамена долго еще вспоминался незадачливым ма¬нипуляторам.

IRA2001 18.05.2012 22:06

Rendido, отличный пример по теории Скиннера! Спасибо, спасибо, пожалуй возьму на вооружение.

optica_slavy 18.05.2012 22:08

Недавно появились "дети лейтенанта Шмидта" - дядя Герой России, дети сотрудников ректората, правительства, сотрудники Лунного Полумесяца и т. п.

Martusya 18.05.2012 22:15

Цитата:

Сообщение от Rendido (Сообщение 245504)
Недооцениваете Вы молодое поколение. :)

Не, это я переоцениваю термин манипулирование.
То, что там написано происходит регулярно, конечно же. Но это ж так, симулянты из районной самодеятельности.
Манипулятор должен глубоко жертву понять, чтоб желаемое получить.
хз, может и были такие гении на моем пути. Только тонко все провернули, я и не поняла:D

IvanSpbRu 18.05.2012 22:19

Цитата:

Сообщение от Martusya (Сообщение 245479)
Мозгов у нынешних студентов маловато для манипуляций.
Студентки рыдают и прикидываются беременными,
а студенты тупо угрожают.
Никакого креативу.

Студенты активно прикидываются больными. И независимо от пола - воют и просят пожалеть

Martusya 18.05.2012 22:21

Цитата:

Сообщение от IvanSpbRu (Сообщение 245525)
Студенты активно прикидываются больными. И независимо от пола - воют и просят пожалеть

а еще же приводят рыдающих мамашек!

Nicknamed 18.05.2012 22:24

Цитата:

Сообщение от Martusya (Сообщение 245529)
а еще же приводят рыдающих мамашек!

У нас один раз одна глубоко беременная дама привела своего кавалера который на растопыренных пальцах пытался об"яснить утонченной преподавательнице французского, что "ну *ля, надо поставить четыре, й*пта".

IvanSpbRu 18.05.2012 22:30

Цитата:

Сообщение от Martusya (Сообщение 245529)
а еще же приводят рыдающих мамашек!

Крайне редко

Rendido 18.05.2012 22:39

Сакер Грин. "Зачетки на стол. Сессия в 3 шага":
Цитата:

Как показали мои наблюдения, шум на паре во время коллективного обсуждения чаще всего возникает, когда затрагивается какая-нибудь пикантная актуальная тема. Как всегда, каждый возомнит себя умником, желая высказать свое субъективное мнение, как тут же начнётся базар. В итоге преподаватель не успевает за пару рассказать тему и в плохом настроение покидает аудиторию, думая о студентах: «Дебилы!». А ведь спасательный круг в «море хаоса» легко бросить.
Если присмотреться, то зерно дискуссии – это коллективное участие в данной полемике. Проще говоря, кто-то высказывает свое мнение, кто-то не соглашается, перекрикивая кого-то, а кто-то просто молча наблюдает за происходящим, но в любом случае, таким варварским образом ОБСУЖДАЕТСЯ ЛИШЬ ОДНА ТЕМА между студентами. Отталкиваясь от этого, я придумал отличный способ заткнуть взбунтовавшийся плебс.
Поскольку коллективное сознание обладает не только желанием говорить, но и любопытством, то НАЧНИ ГОВОРИТЬ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ СОВЕРШЕННО НА ДРУГУЮ ТЕМУ, отличную от той, которую мусолят твои одногруппники. Просто задай любой вид вопроса, подняв руку, или начинай рассказывать что-то, возвращаясь к теме лекции, и, поверь, галдящая публика не захочет упустить из виду какую-либо информацию, сказанную тобой или преподавателем. Тем самым ты акцентируешь внимание уже на другой теме разговора и заставишь аудиторию умолкнуть. Возможно, придётся даже повторить свои слова, заглушённые шумом, но ты увидишь, как резко громкость группы начнет убывать, а коллективное внимание сфокусируется на вашем с преподавателем диалоге. Если ты еще и авторитетное лицо в группе, то проделать такой финт тебе ничего не будет стоить. Зато таким жестом ты открыто заявляешь, что ТЫ ВОВСЕ НЕ ЗАОДНО С ЭТОЙ КУЧКОЙ ПРИДУРКОВ, а значит – на стороне преподавателя! А это важно.
Цитата:

ГРУППОВОЙ ПРОГУЛ МОЖЕТ БЫТЬ ТЕБЕ НА РУКУ! Ты просто не представляешь, насколько ты себя хорошо зарекомендуешь в глазах преподавателя, когда лишь ты один будешь присутствовать на его занятии. Хоть раз сделаешь так – хорошая оценка тебе гарантирована. В этом я уверен больше, чем в нетрадиционной ориентации Elton John’а, ведь именно таким способом я сдал многие предметы на отлично.
Цитата:

Преподы обладают одним удивительным свойством. Очень часто им бывает совершенно не интересно слушать ответ студента на попавшийся билет. Им кажется, что, задав, по их мнению, совершенно элементарные дополнительные вопросы, они узнают истинную глубину его знаний. От такой непредсказуемости студент обычно попадает в ступор, и лишь в редких случаях может выдать ожидаемый ответ.
Как бы там ни было, желание задать тот или иной вопрос у преподавателя возникает не спонтанно, эта мысль формируется во время ответа студента и какую-то часть времени теплится в уме хозяина, ожидая своего словесного воплощения. Но поскольку это всего лишь мысль – явление быстро приходящее и моментально уходящее – на неё можно воздействовать, как тебе будет угодно, используя главный инструмент красноречия – свой язык. Самый безобидный метод воздействия на мысль человека и наиболее подходящий для нас – это отвлечение.
Логика отвлечения очень проста: ты должен спровоцировать появление новых мыслей у экзаменатора до того, как он даст выход старым в форме дополнительных вопросов. Для этого нужно заставить его подумать о других вещах, вспомнить что-то, либо подыскать умный ответ на какой-нибудь незначительный уже твой вопрос. Одним словом, НУЖНО ПЕРЕМЕСТИТЬ В ЕГО УМЕ АКЦЕНТ С ПОДГОТОВЛЕННОГО ДЛЯ ТЕБЯ ВОПРОСА НА ДРУГИЕ МЫСЛИ.
Дарю тебе комплект наиболее эффективных способов по отвлечению преподавателя от «глупых» мыслей:

Вспомни какой-нибудь пример или историю, которую преподаватель рассказывал ещё на лекции или семинаре и которая прямо относится к твоему вопросу на зачёте/экзамене. Воспроизведением этого примера или истории ты не только заполнишь весь его мыслительный процесс, но и выставишь себя в хорошем свете, мол, «к вашим словам я всегда был внимательным».
Цитата:

Что будет, если эту книгу прочитает преподаватель или другие студенты? Да ничего не будет! Наоборот каждый преподаватель мечтает о том, чтобы его учебная деятельность была максимально полезной и эффективной для студентов, а эта Книга именно этому и посвящается, или, по крайней мере (ПРЕПОДАВАТЕЛИ, ЗАКРОЙТЕ ПОКА КНИГУ), научит создавать видимость такого обучения.

optica_slavy 18.05.2012 22:49

Вы ставите подобным "манипуляторам"?

Dukar 18.05.2012 22:52

Интересно, а какие методы манипулирования преподавателями с успехом применяли сами участники форума в бытность свою студентами (или аспирантами при сдаче канд минимума)?
Недавно заметила, что у меня - практически бессознательно - сформировались некоторые приемы, которые помогают создать благоприятный имидж. Бессовестно ими пользовалась :D

deniska56 19.05.2012 12:21

Rendido, про колеса автомобиля замечательный пример. А вот про "приди на занятие, когда остальные с него свалили, и хорошая оценка тебе обеспечена" это чисто американский взгляд на проблему. В России такого умника свои же и задолбят.

Добавлено через 1 минуту
Цитата:

Сообщение от Dukar (Сообщение 245547)
Интересно, а какие методы манипулирования преподавателями с успехом применяли сами участники форума в бытность свою студентами (или аспирантами при сдаче канд минимума)?
Недавно заметила, что у меня - практически бессознательно - сформировались некоторые приемы, которые помогают создать благоприятный имидж. Бессовестно ими пользовалась

1. Убалтывал бессовестно. Каюсь. :D Задавал вопросы, потом еще, потом еще... А потом время лекции заканчивалось. :)
2. На старших курсах пользовался созданным имиджем хорошего во всех отношениях студента. ;) Прокатывало.

Сейчас резко обрываю студента, если его вопрос и проблема не ко времени.


Текущее время: 22:04. Часовой пояс GMT +3.

Powered by vBulletin® Version 3.8.8
Copyright ©2000 - 2025, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot
© 2001—2025, «Аспирантура. Портал аспирантов»