Портал аспирантов

Портал аспирантов (http://www.aspirantura.spb.ru/forum/index.php)
-   Преподавательская (http://www.aspirantura.spb.ru/forum/forumdisplay.php?f=122)
-   -   Как студенты манипулируют преподавателями (http://www.aspirantura.spb.ru/forum/showthread.php?t=9701)

Rendido 18.05.2012 21:25

Как студенты манипулируют преподавателями
 
В научно-популярной книге по психологии прочёл о таком случае:
Цитата:

В одном из американских коллеждей студенты, изучавшие теорию Скиннера [т.е. бихевиоризм - прим. автора], проделали интересный эксперимент. Один из преподавателей имел привычку, читая лекцию, расхаживать из угла в угол. В то время, когда он шёл к окну, договорившиеся между собой студенты всячески демонстрировали увлечённость предметом. Они тщательно записывали, кивали, смотрели лектору в глаза и принимали вдумчивые позы. Но когда тот направлялся к двери, аудитория расслаблялась, выказывала отсутствие внимания и начинала вести посторонние разговоры.
Через несколько занятий хождения преподавателя прекратились, и он в течение всей лекции стоял у окна.
А какие способы манипуляции преподавателями со стороны студентов известны вам?

Martusya 18.05.2012 21:31

Цитата:

Сообщение от Rendido (Сообщение 245473)
А какие способы манипуляции преподавателями со стороны студентов известны вам?

Мозгов у нынешних студентов маловато для манипуляций.
Студентки рыдают и прикидываются беременными,
а студенты тупо угрожают.
Никакого креативу.

Nicknamed 18.05.2012 22:02

Цитата:

Сообщение от Martusya (Сообщение 245479)
Студентки рыдают и прикидываются беременными,

Причем уже лет 10 как.

Rendido 18.05.2012 22:05

Цитата:

Сообщение от Martusya (Сообщение 245479)
Мозгов у нынешних студентов маловато для манипуляций.
Студентки рыдают и прикидываются беременными,
а студенты тупо угрожают.
Никакого креативу.

Недооцениваете Вы молодое поколение. :)

Шейнов В.П. "Психология манипулирования":
Цитата:

Первый тип: в качестве мишеней воздействия используются личностные свойства и качества преподавателей, которые самими преподавателями рассматриваются как положительные: доверчивость, доброта, отзывчивость и т.п.
«Надавить на жалость» — вызвать у преподавателя чувство жалости, сочувствия, сострадания, рассказывая о проблемах личного, семейного, профессионального характера, проблемах учебы, здоровья: «доказать, что ты находишься в безвыходном положении», «рассказать про свою трудную жизнь и нелегкую судьбу», «рассказать о своих трудностях» и др.
«Легенда» — отпроситься с занятий в деканате или чаще у преподавателя под надуманным предлогом: «мне нужно в больницу», «приехали родители», «нужно забрать передачу», «позвонили из дому на вахту, чтобы я перезвонил», «трудно добираться домой», «меня вызывают в деканат» и др.
Скрытый текст
«Шпоры и бомбы» — списывать на занятиях, зачетах или экзаменах со шпаргалок, конспектов, книг, из работ других студентов. В качестве шпаргалок, кроме традиционных бумажных гармощек-раскладушек, могут использоваться мобильный телефон, плеер, радио, часы, исписанный стол или даже тело самого студента, «бомбы» — заранее написанные ответы на экзаменационные билеты. Помимо этого, студенты могут пользоваться чужими конспектами, приносить работы, выполненные кем-то за деньги («покупка мозгов») или взятые из Интернета.
«Прикинуться валенком» — приводить ложные причины плохой подготовки (полной неподготовленности) к занятию, зачету, экзамену или отсутствия на занятии: «рассказать небылицу, почему не готов», «байки насчет причин пропусков». Вот некоторые примеры таких оправданий: «смерть родственника», «поломка транспорта», «не было электричества», «не поняла эту тему», «не нашла нужный материал», «родился сын» и др.
«Липа» — подделывать, совершать махинации с документацией: «подделывание заявлений», «липовые справки», «подставить в журнале оценки», «подделывать подписи», «подкидывание билета», «изменение условий задачи» и др.
«Ждать у моря погоды» — пообещать исправиться в следующем семестре: «обещаешь преподавателю, что в следующем семестре выучишь», «Я отвечу в следующий раз» и др.
Второй тип: мишень воздействия на преподавателей — их по¬требность в самоутверждении и в положительных эмоциях.
«Красивые глазки» — использовать для оказания впечатления на преподавателя внешность, одежду, «флиртовать с преподавателем». Чаще используется студентками по отношению к преподавателю-мужчине: «применяешь свои женские хитрости», «ему можно поулыбаться, пококетничать», «начинаешь строить глазки, делать невинное лицо», «многие девочки для получения хорошей оценки надевают короткие юбки» и др.
«Заговаривать зубы» — поддерживать разговор на интересующие преподавателя темы: «попробовать пошутить с ним, перевести разговор в другое русло, запутать его», «найти конек преподавателя и задавать вопросы», «пытаешься отвлечь преподавателя на другие темы, расспрашивая про семью, мировые новости, новости Беларуси» и др.
«Чего изволите» — понравиться преподавателю, создать себе имидж «хорошего человека»: «вести себя так, как желает преподаватель», «поддерживать его точку зрения, поддакивать и внимательно слушать», «приспосабливаться», «стараюсь войти во вкус того или иного преподавателя», «расположить к себе преподавателя» и др.
«Пустить пыль в глаза» — расположить к себе преподавателя, используя комплименты, лесть: «можно слегка подольститься», «несколько ловких комплиментов и шуток, сказанных вовремя», говорить: «Как вы хорошо выглядите», «Как нам нравятся ваши занятия», «Такого классного преподавателя еще не было» и др.
«Чувство общности» — создать чувство общности с преподавателем: «говорить так, как преподаватель (терминология, выражения)», «подстраиваться под настроение преподавателя», «дать понять, что у тебя такие же интересы», «копировать манеру поведения преподавателя» и др.
Третий тип: мишень воздействия — неспособность некоторых преподавателей противостоять психологическому давлению.
«Бунт на корабле» — оказывать давление на преподавателя студенческой группой: «вся группа просит не проводить занятие», «на первом занятии себя хвалим», «массовые прогулы», «начинается балаган», «договориться всей группой не сдавать зачет» и др.
«Осада крепости» — уговаривать преподавателя, назойливо повторять свою просьбу: «немного настоял», «иногда беру смелостью и наглостью», «в основном беру измором», «ходить много раз на пересдачу — поставит оценку, куда он денется» и др.
«Проверка на прочность» — угрожать преподавателю, шантажировать его: «угрозы пожаловаться начальству», «угрозы о расправе над ним, если не поставит экзамен или зачет», «угрожать родителями», «угрожать самоубийством» и др.
«Снайперский выстрел» — вывести преподавателя из состояния эмоционального равновесия: «мешать преподавателю проводить занятия», «унижение преподавателя в глазах окружающих», «шум в группе, невыполнение задания» и др.
Четвертый тип: мишень воздействия — конформизм некоторых преподавателей.
«Привязать преподавателя» — прибегнуть к посреднической помощи родственников, знакомых, других преподавателей: «пришлось попросить преподавателя, чтобы тот попросил другого», «выйти на зав. кафедрой», «через третье лицо» и др.
«Манипуляция зачеткой» — демонстрировать зачетную книжку с высокими оценками: «работал на зачетку — затем она работает на меня».
«Вы обещали» — напомнить преподавателю об обещаниях, которые он на самом деле не давал, «апеллировать к его чести: "Вы же обещали, так не честно", «давлю на самолюбие: "Вы же справедливый преподаватель и не будете..." и др.
«В пример» — сравнить себя с более слабыми студентами: «сравнить со слабейшим, который получил зачет», и др.
Пятый тип: мишень воздействия — профессиональные установки преподавателей.
«Зарисовка под умного» — изображать «заинтересованность» пред¬метом, создать себе имидж «хорошего ученика»: «создать видимость, что я очень серьезно отношусь к предмету», «задаю вопросы, вступаю в дискуссии», «на любой вопрос преподавателя в аудитории стараешься ответить», «бросаться научными терминами и общаться с преподавателем при помощи научного стиля речи», «приводить в работе большой список литературы, хотя был всего один источник», «подойти после уроков к преподавателю, проявить интерес к его предмету, т.е. засветиться», «демонстративно подсказывать отвечающим», «подсказывать преподавателю», «приносить на занятия книги», «смотреть понимающе на преподавателя во время лекции», «делать умное выражение лица», «сажусь на первую парту» и др.
«СССО: сам спрашиваешь — сам отвечай» — вынудить преподавателя самому сделать задание или ответить на вопрос: «скажу слово, переспрошу, так ли это — преподаватель, сам того не замечая, отвечает на мой вопрос», «несколько раз просим преподавателя объяснить нам решаемую задачу, пока преподаватель сам ее не решит» и др.
«Прессинг интеллектом» — продемонстрировать преподавателю глубокие познания в изучаемом предмете, в какой-то другой области или выявить пробелы в знаниях самого преподавателя: «студент выставляет себя большим авторитетом или знатоком в определенных областях знания», «исправлять ошибки, описки преподавателя», «я заставляю себя уважать, а потом делаю, что хочу» и др.
Шестой тип: мишень воздействия — корыстные устремления некоторых преподавателей.
«Метод шуршащей купюры» — предложить или сделать намек на дачу взятки.
«Серпом и молотом» — оказать или предложить свою физическую помощь в каком-либо деле: «предложить физическую помощь», «работать для кабинета», «предложить купить книгу, какой-то предмет, помочь сделать трудную работу», «нарисовать плакат», «собрать столы» и др.
«Презент» — преподнести преподавателю небольшой подарок: «цветы», «конфеты с шампанским», «джентльменский набор» и др.
Ближе к сессии преподаватель сталкивается с настоящей манипулятивной атакой недобросовестных студентов. Особо можно отметить специальные приемы воздействия на преподавателя во время непосредственной сдачи зачетов и экзаменов: «затягивание времени путем отвлекающих вопросов, а также медленное изложение материала», «я стараюсь направить мысли преподавателя на то, что это является его упущением», «отвечать уверенно и громко, чтобы у преподавателя сложилось впечатление, что знаешь предмет», «говорить что-нибудь, если не знаешь, только не молчи», «просто преподавателю надоедает слушать бред, который ты несешь», «вынуждаю преподавателя, чтобы он задал мне вопрос, ответ на который я знаю» и др.
Как показало данное исследование, студент-манипулятор большое значение придает формированию аттракции путем невербального воздействия на преподавателя. Особо часто студентами упоминается умение изобразить болезненный, усталый вид, умное выражение лица, внимательного и заинтересованного слушателя, вовремя заплакать или улыбнуться. Согласно письменным свидетельствам студентов, взгляд на преподавателя может быть «невинным», «томным», «заинтересованным», «понимающим», «умоляющим», «длительным в упор». Образ, создаваемый с помощью одежды, украшений, макияжа, может меняться в зависимости от ситуации, преподавателя, манипулятивного намерения. Проксемика, т.е. расположение людей в пространстве, также в поле внимания студента (сесть на первую или на последнюю парту). Вот пример крайне циничного использования невербальных средств воздействия: «На экзамен приношу иконку, преподаватель думает: «хорошая девочка, умная, православная», а у самой под иконкой — шпаргалка».
Преподаватели в качестве мишеней воздействия со стороны студентов назвали такие качества своей личности, как «доброту (доброжелательность)», «хорошее (благожелательное, доброжелательное, демократическое) отношение к студентам» «мягкость характера», «чувство сопереживания», «отзывчивость», «сочувствие», «сострадание», «веру в искренность (готовность верить человеку)», «лояльность», «жалость» и др. Отсутствие ответов в ряде анкет, распространенных среди педагогов, на открытый во¬прос, посвященный мишеням воздействия, свидетельствует о трудностях рефлексии данной проблемы преподавателями.
Отметим крайне опасную особенность некоторых студенческих манипуляций: студентами эксплуатируются в основном такие качества и свойства личности педагогов, которые являются для последних профессионально значимыми. Опасность этих манипуляций состоит в том, что, будучи многократно обманутыми, преподаватели могут утратить эти качества. Обладатель же противоположных качеств воспринимается самими студентами как манипулятор и трудный партнер по общению.

Сопоставление приведенных манипуляций и используемых студентами мишеней воздействия на преподавателя с ответами самих преподавателей указывает на то, что преподаватели могут даже не догадываться о том, что студенты ими манипулируют, какие мишени используются, как часто это происходит. Следовательно, они слабо защищены от студентов-манипуляторов.
В то же время преподаватели, принявшие участие в исследовании, подтвердили, что систематически встречаются с действиями студентов, носящими манипулятивный характер. Манипуляции студентов вызывают у преподавателей неблагоприятные эмоциональные переживания, трудности в поведении. Так, 77 % опрошенных педагогов хотели бы овладеть приемами психологической защиты от манипулирования, 17 % затрудняются дать ответ на этот вопрос и лишь 6 % считают, что в таком обучении не чуждаются.
Предупрежден — значит защищен
Следующая история показывает, что если преподаватель помнит о возможности манипулятивных действий со стороны студентов, то найти защиту от них не так уж и трудно. Вот эта история.
Двое студентов должны идти сдавать экзамен в понедельник. Но так как они бурно провели выходные, голова трещит после всего этого и настроение совсем не экзаменационное. Тут у одного из них созревает идея. Экзамен они благополучно прогуливают, но на следующий день идут к профессору и рассказывают ему сказку о том, будто они были в выходные на даче у тетки одного из них, которой нужно было помочь вскопать огород. Пришлось там заночевать, а когда они утром поехали оттуда в институт на машине, у нее спустило колесо, и поэтому они опоздали на экзамен. Профессор назначил им сдачу экзамена на следующий день. Когда они пришли, он рассадил их по разным аудиториям и задал каждому из них два вопроса: 1) «Какое колесо спустило?» 2) «На каком участке дороги это произошло?»
Результат экзамена долго еще вспоминался незадачливым ма¬нипуляторам.

IRA2001 18.05.2012 22:06

Rendido, отличный пример по теории Скиннера! Спасибо, спасибо, пожалуй возьму на вооружение.

optica_slavy 18.05.2012 22:08

Недавно появились "дети лейтенанта Шмидта" - дядя Герой России, дети сотрудников ректората, правительства, сотрудники Лунного Полумесяца и т. п.

Martusya 18.05.2012 22:15

Цитата:

Сообщение от Rendido (Сообщение 245504)
Недооцениваете Вы молодое поколение. :)

Не, это я переоцениваю термин манипулирование.
То, что там написано происходит регулярно, конечно же. Но это ж так, симулянты из районной самодеятельности.
Манипулятор должен глубоко жертву понять, чтоб желаемое получить.
хз, может и были такие гении на моем пути. Только тонко все провернули, я и не поняла:D

IvanSpbRu 18.05.2012 22:19

Цитата:

Сообщение от Martusya (Сообщение 245479)
Мозгов у нынешних студентов маловато для манипуляций.
Студентки рыдают и прикидываются беременными,
а студенты тупо угрожают.
Никакого креативу.

Студенты активно прикидываются больными. И независимо от пола - воют и просят пожалеть

Martusya 18.05.2012 22:21

Цитата:

Сообщение от IvanSpbRu (Сообщение 245525)
Студенты активно прикидываются больными. И независимо от пола - воют и просят пожалеть

а еще же приводят рыдающих мамашек!

Nicknamed 18.05.2012 22:24

Цитата:

Сообщение от Martusya (Сообщение 245529)
а еще же приводят рыдающих мамашек!

У нас один раз одна глубоко беременная дама привела своего кавалера который на растопыренных пальцах пытался об"яснить утонченной преподавательнице французского, что "ну *ля, надо поставить четыре, й*пта".


Текущее время: 11:06. Часовой пояс GMT +3.

Powered by vBulletin® Version 3.8.8
Copyright ©2000 - 2025, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot
© 2001—2025, «Аспирантура. Портал аспирантов»