С чего вдруг в новогодние праздники такой серьезный вопрос встал?
Вообще, знаете, тут главное в эмоции не ударяться слишком. На днях на глаза попалось высказывание Кемаля Ататюрка: "Счастлив человек, зовущийся турком". Одновременно вспомнилось суворовское: "Мы русские. Какой восторг!". Уверен, что и представитель любой другой нации может вспомнить что-либо подобное. Ну, так если все счастливы и в восторге, что в этом плохого?
Другое дело, что почему-то нормальное ощущение радости от собственной причастности к определенной нации (народу, стране) нередко сопровождается мыслями о том, что именно эта нация (страна) САМАЯ лучшая, а остальные так себе... Проблема в том, что каждый из "остальных" мыслит примерно так же.
Посему, патриотизм может быть разным, отсюда и все споры. Что-де патриотизм, это хорошо, а вот патриотизм с душком национализма (то самое превосходство над другими), это плохо. И, естественно, начинаются дискуссии о том, где именно кончается "чистый" патриотизм и где соответственно начинается "грязный" национализм. Занятие достаточно бесперспективное.
Выяснением, кто настоящий патриот, а кто не очень, можно заниматься столь же продолжительное время, как и выяснением, что есть настоящий интеллигент и кого можно назвать представителем интеллигенции, а кому в этом гордом звании должно быть отказано.
PS. Между прочим, в греческом исходно "патриот", это просто земляк или соотечественник, без всякого привнесенного высокого духовно-нравственного содержания в этом слове. Достаточно простое такое словечко. Вот, скажем, киприот, это житель Кипра. А патриот (от "патрос" -- отец), ну да, житель той земли, на которой его отец жил, земляк, вот они вокруг живут патриоты, в соседних домах.