Показать сообщение отдельно
Старый 24.06.2006, 16:07   #66
Paul Kellerman
Gold Member
 
Регистрация: 25.06.2005
Адрес: F000:FFF0
Сообщений: 1,830
По умолчанию Поговорим о хобби.

Так, дамы и господа, неравнодушные к музыке!

Есть неплохая программа для тренировки слуха (в первую очередь).
Возможно, вы ее уже видели и работали с ней, но, тем не менее,
все равно выкладываю, может кому пригодится. Это SolfEge 2.0.1

ftp://km.mpei.ac.ru/Soft/SOLFEGE/

Там лежит EXE-файл - самораспаковывающий дистрибутив программы,
и три специальных файла (в которых запрограммированы уроки): два
файла (scales и harmonic-intervals - это просто обновления, которые
вышли в свет уже позже самой программы, а файл 1-chords-pavelar,
как вы уже догадываетесь, мое собственное дополнение для Solfege).
После установки программы нужно скопировать эти 3 файла в папку:

\Program Files\GNU Solfege\lesson-files

И собственно все, после этого можете работать с программой, уроков
там целый вагон, можно сидеть и тренировать слух днями и ночами...

P.S. Ах да, чуть не забыл, разумеется, нужна звуковая карта на компе.

Didi
Цитата:
Кстати, gav - Вы уволены.
Не согласен. Он разбирается и в музыке, и в математике, и в програм-
мировании. Вам может эти вещи кажутся несвязанными, но на самом
деле на сегодняшний день они очень часто и тесно преплетаются.

Приведу банальный пример, все знают, что такое диссонанс и консо-
нанс, но не всем известно, что между этими явлениями и пропорци-
ями частот (а это числа!) одновременно звучащих звуков есть прямая
связь. "Большие" дроби диссонируют, а вот "малые" - консонируют.
Так, например, в квинтовом интервале два звука по частоте соотно-
сятся примерно как 3 / 2, и звучит она приятно, а вот в малая секунда
по соотношению - это ~ 18 / 17 - она уже звучит не так приятно...
Я уж не говорю про большие дроби типа, например, 979 / 973, это
вообще дико раздражает слух и вообще это находится вне музыки...

С аккордами там еще сложнее, там от 3-4 до 5-6 или даже 7 звуков,
которые одновременно звучат. "Разностных" звуков там куча, однако,
тем не менее, дикого диссонанса там не наблюдается. Поясню на при-
мере. Возьмем простое мажорное трезвучие, оно состоит из основного
тона (примы), 2-го звука на интервале большой терции от основного
тона и 3-го звука на интервале чистрй квинты от основного тона.

Теперь проведем маленький анализ мажорного трезвучия:

2-й звук с 1-м соотносится по частоте как большая терция ~ 5 / 4
3-й звук с 1-м соотносится по частоте как чистая квинта ~ 3 / 2
3-й звук с 2-м соотносится по частоте как малая терция ~ 6 / 5

Так что, очевидно, дроби "маленькие" между любыми парами звуков.

Но это еще не все, вспомним физику, ведь многие инструменты исполь-
зуют струны (особенно в классике!), а звучание струны складывается из
суммы множества колебаний с кратными частотами: например, w, 3*w,
5*w, 7*w и т.п. - их называются обертонами, при этом колебание с ос-
новной частотой w называют основным тоном. Так вот например, при
колебании струны наиболее выражен основной тон (w), дальше уже
менее выражен 1-й обертон (3*w) и наконец еще меньше 2-й: (5*w),
другие обертоны еще менее заметные, но рассмотрим именно эти три
звука. Итак, w, 3*w и 5*w. Теперь вспомним, что октава - это интервал
двух звуков с соотношением частот равным 2 (строго равно двум). То
есть перенос ноты на октаву выше или ниже с точки зрения физики
это просто умножение на 2 или деление на 2 частоты звука.

Но тогда, что мы видим в мажорном аккорде?

Пусть первый, основной звук - это некоторая частота w
Второй звук, он в большой терции от 1-го, - это частота ~ (5 / 4) * w
Третий звук, он в квинте от 1-го звука, - это частота ~ (3 / 2) * w

Получается, что 2-й звук в аккорде (терцовый) звучит, как 2-й обертон
основного звука, частота 5*w , пониженного на две октавы - (5 / 4)*w.

Получается, что 3-й звук в аккорде (квинтовый) звучит, как 1-й обертон
основного звука, частота 3*w , пониженного на одну октаву - (3 / 2)*w.

Этим объясняет особенная слитность звучания мажорного трезвучия.
Ни один другой аккорд не обладает такой слитностью, но тем не менее
у них есть свои преимущества, свои изюминки, и это можно исследовать

Однако, мы крутились сейчас вокруг одновременно звучащих звуков -
гармонических интервалов. Куда более сложны мелодические интер-
валы для анализа - звуки разнесенные во времени. И совсем-совсем
непросто ответить на вопрос, какая нота после какой звучит лучше,
а какая хуже, или какой аккорд после какого аккорда лучше - хуже.
В теории музыке очень много посвящено вопросам гармонии, но все
же нет четких моделей гармонии и методик построения мелодий на
базе этих моделей. Так что для математиков здесь непочатый край...

Ahaya

Цитата:
А также блондинки!
Будьте добры объяснить и обосновать.

Цитата:
конкурент на звание самого...
Будьте добры пояснить и обосновать.
Paul Kellerman вне форума   Ответить с цитированием
Реклама