Member
Регистрация: 06.01.2003
Сообщений: 24
|
День защиты. Воспоминания.
Часть третья, заключительная. После защиты.
18.00. Снимаю плакаты. Прибегает предыдущий соискатель (нет, кандидат!): «Срочно помогай вести членов совета в столовую, все разбегаются!» Наши старания бесполезны: на банкет приходят лишь трое из семнадцати членов совета. Всего на банкете чуть меньше 20 человек, а мы рассчитывали на 35. Звучат тосты за нас, почти кандидатов, за научных руководителей, за оппонентов, за науку. Я ничего не ел с утра, алкоголь ударяет в голову, хотя на самом деле пью мало, только делаю вид, что пью. Мое внимание привлекают гости из Москвы: пожилой седой профессор и молодая женщина, кандидат наук. Он – оппонент первого соискателя, она приехала проводить опыты на какой-то установке. Произносят тост, восхищаются красотой Казани и ее научным потенциалом. Я улыбаюсь: разве они могут сказать по-другому? Хотя наш город действительно красив, может быть они искренни? Казанская профессура довольна. Ставят Казань в один ряд с Москвой, Санкт-Петербургом, Новосибирском. Это я слышал еще в студенческие годы. Сидящие за столом разбиваются на отдельные компании, разговоры все громче и оживленней. Ученому секретарю для предоставления слова для тостов каждый раз приходится стучать вилкой. Неожиданно он начинает жаловаться на нашу безответственность при оформлении документов, ему обидно, что мы его не поблагодарили в заключительном выступлении, он требует признания своих заслуг. Вопрос спорный, но мы, не желая портить отношений, выражаем благодарность и ему. «Сейчас уже не надо!» - обиженно произносит он.
20.00. Незаметно уходит мой официальный оппонент. Взяв пакет с подарком, тороплюсь за ним. Переходя на бег, догоняю его в длинном пустом коридоре. Он удивленно оборачивается на шум шагов, затем, пожав руку, поздравляет меня с успешной защитой. «Я же плохо выступил!» – завожу я старую песню. «Нормально выступил», – возражает оппонент. Я не соглашаюсь. «Мне со стороны виднее», – говорит он. У него доброе лицо, поэтому кажется, что он всегда улыбается. Но сейчас он серьезен. Оппоненту, доброму, но принципиальному, полностью прочитавшему мою диссертацию и сделавшему по ней с десяток серьезных замечаний (в официальном отзыве после долгого совместного обсуждения осталось семь), я верю. Я окончательно успокаиваюсь, вспоминаю про пакет в руках, вручаю его, благодарю оппонента еще раз и возвращаюсь.
20.10. Застолье продолжается.
20.25. Собираются уходить мой научный руководитель и второй официальный оппонент. Пока они одеваются, я иду за вторым пакетом. Вместе с ним вручаю оппоненту и оплату за оппонирование (приходится отдавать свои, т.к. сведения об оппонентах я подал слишком поздно, а оппонент из другого вуза). Подарка для научного руководителя у меня нет –хотелось подарить ему нечто особенное, а времени для выбора не было. Что он думает, стоя в полушаге от меня и оппонента, я не знаю. Заеду к нему на работу или домой на днях.
20.45. Ученый секретарь не торопится уходить. Мы ждем его. Р. ждет меня. Первого соискателя ждут его жена и гости из Москвы, он должен отвезти их в гостиницу. Таким образом, сохраняется видимость большой компании и продолжающегося праздника.
21.15. Мы с Р. идем по вечерней Казани. Я постоянно о чем-то думаю и временами не слышу обращающейся ко мне Р. «Я думала, после защиты будешь вести себя по-другому», – она немного обижена. Благодарю ее за помощь, она мне серьезно помогла сегодня. Она внимательно смотрит на меня и смягчается. Мы расстаемся – нам в разные стороны.
22.15. Я дома. Все еще заторможен. Говорю родителям, что все прошло нормально. Больших восторгов не наблюдается. Звоню другу, слушаю его поздравления. Ему будет намного тяжелее. После внезапной смерти научного руководителя (известного ученого), ему предложили изменить тему работы. Не получив согласия, отчислили из аспирантуры – за несоответствие темы диссертации. Новый научный руководитель – из Санкт-Петербурга, так что выполнять диссертационную работу приходится фактически самостоятельно.
22.30. Надо увековечить этот день. Прошу маму сфотографировать меня. Скачиваю фотографию на диск. С экрана монитора криво усмехается уставший и пьяный кандидат наук.
22.35. Включаю запись защиты. Все записалось. Успокаиваюсь. Удивлен собственным голосом.
22.40. Сижу за компьютером.
00.00. Незаметно наступает следующий день.
|