Gold Member
Регистрация: 27.05.2011
Сообщений: 1,907
|
Приплод просвещения:
Цитата:
Дело в том, что учителя и преподаватели — это всё-таки люди, которые наблюдают человека ещё до того, как он вступит в большой мир, а в силу этого им доступен образ того общества, которое стучится в дверь. Сейчас в центре этого образа, по многочисленным свидетельствам, оказался человек, который не может пересказать и пары абзацев. При этом, в отличие от некоего не очень понятного прагматикам страха забвения великой национальной литературы, роль которой в жизни современного общества порой деловыми людьми прямо признаётся переоценённой, вот этот человек — вовсе не абстракция. Я даже видел его лично.
|
Цитата:
На факультете филологии и журналистики ЮФУ я преподаю три спецкурса, делаю это для очень узких аудиторий и на старших курсах — поэтому, как правило, всегда воздерживаюсь от традиционных суждений о том, каков нынче студент. Но наконец и до меня дошёл поток тех учащихся, которые принимались уже в эру ЕГЭ, — и тут уж почва для суждений появилась. Из 45 поступивших на отделение филологии до середины третьего курса добрались 15 — то есть как бы лучшие. С ними я и имел честь общаться. Такого тупоумия — в данном случае это термин — как у этих «лучших», я не встречал никогда. В течение своего курса нам не удалось обсудить собственно профессиональные вопросы, мы застряли даже не на подступах к ним.
|
Цитата:
Да, при соприкосновении с текстом у этого человека начинается ступор. Он может его только прочитать. Он не может его пересказать, потому что для этого нужно совершить столько сложнейших операций — подобрать другую лексику, выстроить альтернативную логику высказывания, которая при этом, как и в первоисточнике, должна привести из точки А в точку Б. А чтобы удачно подобрать эквиваленты, нужен какой-то запас своих слов и некая внутренняя система координат, чтобы, помещая в неё разные высказывания, мы могли признать: да, они эквивалентны! А что это за координаты, тоже понятно — это, прости Господи, шкала ценностей между хорошо-плохо, уместно-неуместно. И без этой шкалы своих слов не бывает, а эквивалентам зародиться негде… А потом ещё и высказывание надо построить — риторически, композиционно, желательно бы не без остроумия… Вот ведь, оказывается, чтобы выполнить простейшую операцию — пересказать текст! — нужен целый дом советов в голове. При этом речь не идёт о некоем тексте, о который ломаются судьбы, — речь идёт о любом тексте, включая вашу собственную речь, которую слушающий не в состоянии ни пересказать, ни продолжить своими рассуждениями.
|
|