Я выбирал профессию в 10 классе школы. Моими любимыми предметами были (в порядке убывания) химия, физика, биология. И пошёл я по дням открытых дверей во все ВУЗы соответствующего профиля.
Поскольку дело было в середине 90-х, сложно было с работой, я во всех ВУЗах спрашивал следующее:
1) насколько востребованы выпускники данного ВУЗа;
2) какую конкретно работу выполняет специалист-выпускник по данной специальности.
Поскольку моим любимым предметом в школе была химия, в первую очередь я считал, что моя будущая альма-матер - химфак классического университета. Однако там меня разочаровали следующие ответы на мои вопросы:
1) по специальности устраивается не более 20% выпускников;
2) выпускник университета - специалист широкого профиля, фактически не имеющий специальности, и вообще, мол, в классическом университете дают высшее образование, а не профессиональное

В политехническом институте ответы были уже более обнадёживающими:
1) по специальности устраивается около 50% выпускников;
2) кто такой инженер и чем он занимается мне объяснили доступно.
Однако, самые лучшие ответы на мои вопросы оказались в железнодорожном и лесотехническом институтах:
1) на одного выпускника имеется 2-3 вакансии, практически все выпускники устраиваются работать по специальности;
2) инженер по такой-то специальности занимается тем-то и тем-то, для этого нужно знать следующее..., и этому мы научим. В общем, всё чётко и ясно.
Итак, сравнив лесотехнический и железнодорожный институты, я пришёл к выводу, что лучше мне пойти в железнодорожный, поскольку тогда (в середине девяностых) железнодорожники жили сравнительно неплохо. Решением своим я тогда очень удивил родителей, знакомых и друзей, поскольку:
1) никогда в роду не было инженеров;
2) никогда в роду не было железнодорожников;
3) в ж.д. ВУЗе сложно учиться, многих отчисляют, а в школе я был двоечником (интересно, что ВУЗ я закончил с красным дипломом);
4) ни один выпускник школы (лингвистической гимназии), которую я заканчивал, не шёл в ж.д. ВУЗ, практически все шли учиться на экономистов и юристов

Примечательно, что и в группе я был единственный студент, который пошёл в ж.д. ВУЗ осознанно, после тщательного выбора ВУЗов, остальные студенты были либо детьми железнодорожников, либо приехали с дальних станций, где нет другой работы, кроме железной дороги. В общем, кроме меня, удовольствие от процесса обучения получали единицы.
Жаль, конечно, что теперешнее руководство РЖД (да и других железных дорог тоже) явно стремится к развалу, платя своим инженерам сущие копейки

Потому сейчас толковые инженеры с железной дороги уходят. Но в средине 90-х такого развития событий никто представить не мог.
Оглядываясь назад, я нисколько не жалею о выборе специальности инженера-электромеханика путей сообщения. Считаю, что получил прекрасное высшее профессиональное образование и, вдобавок, замечательное увлечение железными дорогами (которое в полной мере пришло ко мне только на втором году аспирантуры

).