Цитата:
Сообщение от Person_Autsider
[И так по областям вокруг Москвы, если посмотреть - вузов - крайне мало: Рязань - 3 (или 4, как считать - филиалы типа финансово-заочного - я не считаю, это несерьезно по количеству), тула - 2 + военное училище, калуга - 1, смоленск - 3.... 10 ВУЗОВ на 4 области, население - под 5 миллионов человек.
Никто Рязань без ВУЗа не оставит... И через год его не закроют. Там слишком много интересов, а Минобразование - между нами говоря - не последняя и не самая значимая инстанция
|
По количеству вузов Вы ошибаетесь.
В Рязани сейчас минимум шесть вузов, а не 3-4 (РГУ, сельхоз, радиотехнический, медицинский, цырики и Маргелова). Это не считая некоторого количества частных вузов и справедливо упоминавшихся Вами филиалов (какими бы маленькими они не были, но часть спроса на образование они все же закрывают). Закрытие одного вуза (а де факто - не закрытие, а присоединение, с сохранением рабочих и учебных мест) картину не сильно изменит.
Для удержания людей в городе нужно не образование, а рабочие места с достойной зарплатой. Иначе, по сути дела, речь будет идти о том, что в РГУ (будем говорить именно о нем, поскольку это вуз без четко выраженного профиля, то есть дает, прошу прощения за оксюморон, высшее общее образование) и в его аналогах в других городах России будут готовиться две категории людей:
- Те, которые хотят получить образование рядом с домом и с минимальными затратами и потом все равно свалить в крупный город (чтобы не обвиняли в голословности - как раз в этом году общался с выходцами из РГУ, перебравшимися после окончания обучения в Питер);
- Те, кому образование и так не нужно - конкретного профиля они не выбрали, просто хотят диплом, потому что в "Евросети" требуют (хотя для этой работы высшее образование не нужно).
То есть пользы для региональной экономики от таких вузов в их существующем формате - ноль. Они были очень (более того - исключительно) полезны в их старом формате - региональных пединститутов, готовя локальные педагогические кадры для локальных же школ. И их возврат на тот этап (то есть трансформация в пединституты) была бы очень полезна (при условии возрождения сельских школ, малокомплектных школ и т. д.). Да, возможно, это звучит менее престижно, чем классический университет, но пользы гораздо больше (в отличие от ряда коллег по форуму, я считаю педагогические вузы очень важными и значимыми, как и профессию педагога).
Увы, существующая модель "борьбы с неэффективностью" такой трансформации не предусматривает - либо соответствуй заявленному статусу университета (но не смей его понижать), либо сливайся (иллюзия сокращения вузов, улучшения управляемости - при сохранении преподавателей, и студентов). Вариантов снижения статуса (например, из университета в институт), как и полной ликвидации вуза (с увольнением преподавателей с уведомлением за три месяца и распихиванием студентов по другим вузам, а еще проще - с прекращением приема, и тогда вуз максимум через 6 лет самоликвидируется) не предусмотрено. А именно они и были бы единственно осмысленными на мой взгляд (причем применительно к РГУ - именно переход в статус пединститута с закрытием непрофильных направлений типа международных отношений).
Вы правы в том, что локальное лобби не позволит закрыть вуз. Счастье РГУ еще и в том, что в регионе его сливать не с кем. Традиционно классические университеты сливают либо с педагогическими, либо с техническими. Но РГУ сам бывший педагогический (то есть педагогических в регионе больше нет), а технические университеты в Рязани отсутствуют - есть узкопрофильный радиотехнический университет, но присоединять к нему классический - это издевательство над обоими вузами (их просто не интегрировать в одну структуру).
Еще один момент - я часто и в очень негативном ключе отзывался об РГУ имени Есенина, из-за чего могло сложиться впечатление, что я как-то особенно возненавидел этот вуз. Я не отказываюсь от своих слов и считаю свою оценку РГУ справедливой и объективной. Но никакой неприязни ни к этому вузу, ни к его сотрудникам я не испытываю. Возможно, это прозвучит пафосно и парадоксально, но эти мои слова - это просто призыв снять розовые очки, и объективно оценить, что происходит внутри своего вуза (РГУ и похожих региональных классических университетов, выросших из педагогических в 90-е годы), и начать что-то менять - чтобы гордиться своим вузом не только потому, что он свой, но и потому, что он реально лучший. Потому что - да простят меня докторята - именно их логика (наш вуз хороший, потому что в нем дедушка работал) и довела РГУ до двух подряд включений в список неэффективности с последующим муторным вытаскиванием из этого списка: никакой критики в наш вуз, мы ничем не хуже других, и так далее. А нужно всего лишь перестать окукливатсья в своем вузе, честно признать, что по ряду параметров он не дотягивает, что конкурировать надо не только по Рязани, но и с Москвой, которая в паре часов на электричке - и подумать, что надо для этого сделать (разумеется, не докторятам, а руководству вуза - но при этом и весь персонал должен четко осознавать недостатки и постоянно думать о них, а не огрызаться в ответ на их указание)