Показать сообщение отдельно
Старый 15.09.2024, 16:13   #1
Николай Н-ский
Newbie
 
Регистрация: 15.09.2024
Сообщений: 5
По умолчанию Сравнение учебной нагрузки в СССР и России

Сравнил как менялась учебная нагрузка ППС в СССР и России на основании нормативных документов.
В довоенном СССР профессура имела привилегированное положение, что определялось не только относительно высоким уровнем заработной платы, но и умеренной учебной нагрузкой. В 1930 г. было регламентировано количество аудиторных часов:
-профессор и доцент: 360 часов - профессор вел в первую очередь вводные и заключительные занятия по курсу
-ассистент (преподаватель): 480 часов, включая в т.ч. производственную практику.
Руководство работой студентов и аспирантов шло вне установленных часов. Продолжительность учебной нагрузки у студентов младших курсов не должна была превышать 6 аудиторных часов в день, у старших - меньше, чтобы большее время уделялось самостоятельной работе.
В 1937 г. для ППС установлен 5-часовой рабочий день при 30-часовой рабочей неделе (у граждан рабочая неделя 42 часа), новый объем аудиторной нагрузки включал в т.ч. руководство и консультации
-профессор: 2.25-2.75 часа в день (530-650 часов)
-доцент, преподаватель: 2.5-3 часа (590-710 часов)
Расчет сделан исходя из продолжительности учебного года за вычетом 2-месячного отпуска летом, 12 дней каникул зимой и 6 государственных праздников.
В 1940 г. СССР готовилась к войне и продолжительность рабочего времени была увеличена: для ППС рабочая неделя стала 36-часовой (у граждан - 48 часов), установлена новая учебная нагрузка:
-профессор и доцент: 2,75-3,25 часа в день (670-790 часов)
-старший преподаватель и преподаватель: 3-3.5 часа в день (730-860 часов).
После восстановления народного хозяйства продолжительность рабочей недели для граждан стала сокращаться: в 1956 г. до 46 часов, в 1960 г. до 42 часов, в 1971 г. до 41 часа. Эти изменения не затронули ППС, которые, фактически, продолжили работать по календарю военного времени.
В 1956 г. директорам ВУЗов предоставлено право самостоятельно определять учебную нагрузку педагогическому составу с учетом учебной и научной работы, исходя из имеющегося штата и 36-часовой рабочей недели, рекомендовалось максимально сократить аудиторную нагрузку и увеличить время самостоятельной работы и лабораторных занятий.
В 1987 г. была возвращена регламентация учебной нагрузки ППС, которая составляла от 450 до 1000 часов, из них не менее 150 часов - аудиторная нагрузка. Достаточно много времени выделялось на внеаудиторную работу на каждого дипломника выделялось: 35 часов (26 - руководство, 4 - рецензирование, 5 - членам ГЭК), на прием зачета (0.25-0.35 час) и экзаменов (0.35-0.5 часа) и т.д.
В России учебная максимальная учебная нагрузка ППС на ставку определена приказом Минобрнауки и составляет до 900 часов в год (учебная нагрузка школьных учителей 612 часов в год, преподавателей СПО - 720 часов.
Единых норм времени для расчета объема учебной работы не существует.
К примеру, в ВШЭ один час лекций приравнивается к 2 часам, на прием экзамена выделяется 0.25 часа; в большинстве региональных институтов лекции не имеют повышающего коэффициента, для приема экзамена выделяется 2 часа, зачета - нередко 1 час. При этом ставка доцента в ВШЭ составляет 700 часов, а в региональных ВУЗах - 850 и более часов, из них лекции и групповые занятия более 700 часов.

Можно сделать вывод, что высшее образование в России, за исключением топовых университетов так и не вернулась к довоенной ситуации, когда соблюдался баланс между аудиторной нагрузкой и временем для занятий наукой. Объем аудиторной нагрузки увеличивает то, что студенты перегружены аудиторными занятиями и мало занимаются самостоятельно до сессии, поэтому на лекциях приходится объяснять все, включая базовые вещи - это увеличивает объем аудиторной нагрузки. Фактически создана система с положительной обратной связью.
Мне представляется, что идея 1956 г. предусматривающая «развитие подлинно самостоятельной работы студентов с одновременным преодолением элементов натаскивания и «школярства» в их обучении… За лекциями необходимо сохранить по-прежнему организующую и направляющую роль в учебном процессе; лекции должны знакомить студентов с основами данной науки, развивать у студентов способность и потребность к самостоятельной углубленной работе в лабораториях, на семинарах, на производственной практике» так и не была воплощена в жизнь.

Уважаемые коллеги, интересно Ваше мнение, возможно ли уменьшение максимальной учебной нагрузки ППС до уровня 1937 г. в рамках имеющегося финансирования за счет увеличения объема самостоятельной работы студентов?
Николай Н-ский вне форума   Ответить с цитированием
Реклама