08.00.05 – «Экономика и управление народным хозяйством»
Раздел 1. ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ
чать вопросов
Тема 1.1. Понятие управления и его основные характеристики
Понятия ''Управление'' и ''Менеджмента''. Их единство и отличительные особенности. Менеджмент как процесс, как функция, как вид деятельности по руководству людьми, как собирательное понятие от слова ''менеджеры''. Менеджмент как наука и как искусство. Объективная необходимость управления. Управление как специфическая деятельность, ее сущность, отличия от других видов деятельности. Особенности современного менеджмента. Маркетинг, инновации и предпринимательство. Управленческий труд. Управленческий труд и его специфика, цель, предмет, средства, характеристика, продукт управленческого труда. Процесс управленческого труда в организации. Классификация управленческих работников. Содержание труда менеджера. Отличительные особенности понятий ''менеджер'', ''предприниматель'', ''бизнесмен''. Требования, предъявляемые к менеджерам.
Тема 1.2. Основные школы управления и развитие теории и практики управления
Эволюция системы управления. Время и системы управления. Исторические предпосылки возникновения науки управления. Историческая последовательность в развитии теории и практики управления. Теории и взгляды теории лидерства и власти, теории нововведения человека в организации, личность в организации, коммуникационное поведение в организации.
Основные школы и научные подходы к управлению. Классическая (или административная) школа в управлении. Ф. Тейлор, Г. Эмерсон, А. Файоль, Г. Форд и их вклад в науку управления принципы, рационализация выполнения работ, разделение труда в управлении. Принципы организации административной деятельности. Принципы К. Адамецкого. Учение М. Вебера об идеальной бюрократической организации. Организационные принципы Л. Гьюлика - Л. Урвика. Вклад А. Богданова, Н. Витке, А. Гастаева, О. Ерманского, Е. Розмировича. Поведенческая школа управления. Концепция ''человеческих отношений''. Коллектив как особая социальная группа. Межличностные отношения как фактор роста эффективности и потенциала каждого работника. Эволюция концепции ''человеческих отношений''. Ограниченность концепции ''человеческих отношений''. М. Фоллет, О. Мэйо, Ф. Роблисбергер, Ч. Бернард, Г. Саймон, У. Оучи вклад в науку управления. Количественная школа управления. Кибернетика, теория систем, теория информации, исследования операций, моделирование, теория игр, теория принятия решений. Вклад С. Черчмена, Н. Вингера, Л. Контаровича, В. Немчинова, В. Глушкова, Д. Форрестера в развитие науки управления. Концепции системного и ситуационного подхода (теория организационного потенциала И. Ансоффа). Организация, как сложная вероятностная система. Взаимосвязь и взаимодействие всех элементов системы и динамического окружения. Ограникомеханическая технология, социальная ответственность, информационные системы. А. Чандлер, И. Блаубег, Э. Юдин, В. Садовский, Дж. Вудворт, П. Плоумен, У. Ньюмен, Д. Диболд - формирование новых пардигм управления и принципов управления: сочетание классических принципов и здравого смысла в управлении. Совершенствование теории и школы управления. Теория институциалиных изменений (Т. Веблен, Д. Гордсон, Д. Норт, В. Качеврин, И. Филаточев, В. Тамбовцев и др.). Теория ''Гласиер''. Национальные культуры (кластеры) управления.
Раздел 2. ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ
Тема 2.1. Направление развития современной экономики
Развитие экономической науки на основе микроанализа в 60-70 -е годы XIX века. Кардиналистическая теория предельной полезности. Предельная полезность как главная сила воздействующая на спрос. Представители австрийской школы Карл Менгер, Фридрих фон Визер и Эйген фон БемБаверн. Ординалистическая (порядковая) теория предельной полезности. Невозможность измерения предельной полезности, измерение порядка предпочтения наборов благ. Представители школы Вильфредо Парето и Джон Хикс. Модификация теории предельной производительности. Определение предельной полезности факторов производства. Представитель американской школы Джон Бейтс Кларк. Система неоклассических взглядов, неоклассическая теория. Общая теория сопоставления результатов и затрат, соединение полезности с общественными издержками. Представители английской школы Альфред Маршалл, Артур Пигу, Кнут Викселль. Теория всеобщего равновесия. Формализация условий равновесия на основе синтеза представлений о предельной полезности, предельной производительности теории спроса и предложения и математических методов. Основной представитель школы Леон Вальрас.
Тема 2.2. Основные теории экономики
Понятие спроса. Форма проявления спроса. Основные факторы, влияющие на спрос.
Закон спроса. Формы его выражения: школа спроса, кривая спроса. Движение по кривой спроса. Понятие предложения. Форма проявления предложения. Основные факторы, влияющие на предложение. Закон предложения. Формы его выражения: шкала предложения, кривая предложения. Движение по кривой предложения. Сдвиг кривой предложения. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие и отклонение от него. Изменение рыночных условий и сдвиг точки равновесия. Понятие эластичности, коэффициент эластичности. Эластичность спроса по цене, ее основные формы. Графическое изображение кривых спроса, имеющих разную степень эластичность. Факторы ценовой эластичности спроса. Эластичность предложения по цене, его основные формы. Графическое изображение кривых предложения, имеющих разную степень эластичности. Перекрестная эластичность спроса. Эластичность спроса по доходу. Значение эластичности в микроэкономическом анализе.
заранее благодарен
для связи
mshm04@mail.ru